11.02.2016 | 11:30

В Москве демонстрируют произведения живописца Станислава Жуковского

Среди художников, с творчеством которых связан расцвет русского пейзажа на рубеже XIX - XX веков, нужно назвать Станислава Жуковского. Один из любимых учеников Левитана, мастер, которого современники называли «романтиком русской усадьбы», родился в семье польского аристократа, лишённого дворянского звания и прав на земли за участие в антирусском восстании 1863 года. Нарушив семейную традицию, посвятил себя искусству. Входил в число наиболее востребованных живописцев своего времени. После революции 1917 года работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете, но с обожаемой им стариной было покончено навсегда, оставалась только эмиграция. Полотна Станислава Жуковского хранятся в ведущих российских и зарубежных музеях. А в эти дни его картины можно увидеть на выставке в Галерее искусств «Даев, 33».

Увидеть эти картины Жуковского на выставке – случай, можно сказать, уникальный. Все они из частных собраний. В числе экспонатов - полотна, которые коллекционеры последний раз открывали для широкой публики в семидесятых. У каждой из этих картин - своя история. Когда готовили экспозицию, сделали немало открытий.

«Мы нашли те работы, которые считались долгое время утраченными. Эти работы за период советского времени потеряли свои авторские названия и никогда не были опубликованы нигде. О них были смутные упоминания в справочной литературе, таким образом, открыли четыре работы», - рассказывает галерист, арт-директор галереи искусств «Даев, 33» Александр Киселев.

Эта выставка, как дневник художника. Здесь есть ранние работы, написанные еще до поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художником Жуковский стал вопреки воле отца, который так и не смог смириться с выбором сына – ни когда картину Жуковского - еще студента - для своей галереи купил Третьяков, ни когда Левитан говорил о его большом будущем, ни даже когда Жуковский стал признанным мастером – певцом русских усадеб.

«Он пользовался бешеной популярностью при жизни. Его покупали, коллекционировали, за его работами стояли в очередях на выставках, - отмечает Александр Киселев.

Непревзойденный мастер усадебного интерьера, Жуковский называл себя большим любителем старины. Полотно «Кусково. Парадный вестибюль» написано в 1917 году. В письме к Шереметьеву - с просьбой разрешить ему запечатлеть красоту этих интерьеров - говорил, что здесь, в Кускове, волнующая поэзия прошлого. Старинная мебель, открытые окна в сад, распахнутые двери... 

После революции 1917 года с картинами, воспевающими романтику дворянских усадеб, Жуковский оказался в опале, в журналах и газетах появились разгромные статьи, и в 1923-м живописец был вынужден навсегда уехать из России.

Из поздних полотен мастера на этой выставке - работа 1937 года, написанная за 7 лет до гибели художника в концлагере под Варшавой. Первый снег, лесная речка, подснежники – в простом и прекрасном Жуковский находил вдохновение даже в самые трудные годы.

Новости культуры