10.02.2016 | 10:27

В Историческом музее развернута выставка работ Александра Герасимова

В Государственном историческом музее открылась монографическая выставка Александра Герасимова. Художник вошел в историю как один из создателей соцреалистического канона. Первая за последние 60 лет масштабная ретроспектива работ мастера позволяет изучить символику этого стиля в красках и деталях. И даёт повод задуматься о причинах его внезапной востребованности в наши дни.

В последний раз монументальная картина «Гимн октябрю» демонстрировалась в Москве на выставке к 70-летию Сталина. За это произведение его автор - Александр Герасимов был удостоен Сталинской премии. Портреты вождей «счастливых счастьем народа» возвели художника на вершину соцреалистического олимпа. Его картины тиражировались миллионами экземпляров, на них равнялись все остальные живописцы, сверяясь с этими полотнами, выбирали актеров на роли вождей в театрах и кино. Нынешняя экспозиция в Историческом музее выводит художника из тени Сталина - его главной модели. Здесь герой – сам Герасимов, тема – художник и время. А еще вопросы, которое время предъявляет ему.

«Мы живем на том, что было создано нашими дедами и отцами. Наши деды и отцы защитили нас в 1941-1945 годах. Это были победы. И был космос – это тоже была победа. Мы же вспоминаем. Но его создавали советские люди, те же самые, которые подобострастно участвовали в митингах, партсобраниях, а потом совершали подвиги, а иногда писали доносы. Так что, в какой-то степени, эта выставка отражает эпоху», - считает директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Александр Герасимов писал не только вождей. На выставке можно увидеть натюрморты, пейзажи. Многие из этих картин на выставку в Москву прибыли прямиком из западных коллекций. Часть картин, кстати, была недавно выкуплена в Европе куратором выставки Леонидом Шишкиным. Как, например, полотно необычной формы. Несмотря на то, что центральное место на нем занимают Сталин и Ворошилов, которые прогуливаются в Кремле, картина называется «Колхозное стадо». В 2013 году она была приобретена у западного коллекционера. В Москве картину просветили рентгеном, и оказалось, что под верхним слоем с доярками и коровами есть еще один, более ранний слой – с вождями.

«Может, вот так он выразил свое отношение к прошлому. Когда взял и обрезал слева и справа. И записал. Может, он этим выразил свое отношение к своему прошлому? А, может, просто, поскольку он был отовсюду изгнан, у него не было большого холста, потому что тогда холсты были по разнарядке, его нельзя было купить в магазине», - размышляет коллекционер, куратор выставки Леонид Шишкин.

На выставке можно увидеть вещи из мастерской художника. В том числе - ту самую трубку, с которой Александр Герасимов запечатлен на многих фотографиях. В конце жизни он оказался в опале. Художника сместили с поста президента Академии художеств. Рассказывают, что в последние годы жизни на вопрос: «Как дела?» Герасимов отвечал: «В забвении, как Рембрандт».
 

Новости культуры

Читайте также:

На "Худсовете". Алексей Левыкин

В Историческом музее открывается выставка Александра Герасимова