09.02.2016 | 11:47

В Госфильмофонде сделали новое открытие

Новое открытие в Госфильмофонде. Обнаружены считавшиеся утраченными фильмы одного из первых немецких авангардистов Оскара Фишингера. На протяжении 20-х – 30-х годов он оставался самым ярким представителем беспредметного кинематографа, который также называли «чистым кино», основанным на игре с геометрическими формами, пространством, ритмом движений. Фишингер экспериментировал с монтажом и анимацией, перенося рисунки на пленку. 

В рабочее время в кинотеатре Госфильмофонда зрителей немного – это закрытая премьера только что найденных картин. Пленка, обогащенная серебром, как будто светится на экране – то была специальная, сейчас уже забытая технология цветного кино «Гаспарколор».

«Было понятно, что это что-то из Фишингера. Дальше оставалось понять, что именно. И там уже начались поиски, потому что информация, которую мы нашли во всяких фильмографиях Фишингера, свидетельствовала о том, что эта картина должна была быть немой, а у нас она с фонограммой, и мы не понимали, почему так», - рассказывает киновед, ведущий специалист Госфильмофонда России Алиса Насртдинова.

В личном архиве Фишингера в Соединенных Штатах сохранился маленький, немой, плохого качества фрагмент этого фильма. До этой находки считалось, что «Квадраты» - без звука. Никто и не знал, что лента лежит в хранилище – из опознавательных знаков только «Экспериментальный фильм. Франция». Оказалось – Германия, да еще и потерянные «Квадраты». Неудивительно - в Госфильмофонде – 19 хранилищ.

«На данный период времени – 900 с чем-то. Это – около миллиона роликов. Ролик – это единица хранения», - рассказывает начальник отдела хранения Госфильмофонда России Татьяна Кухтина.

Два раза в день хранители проверяют температуру и влажность. Главное, чтобы не было резких скачков. Здесь огромная коллекция европейского кино 20-х-30-х годов – так называемое «трофейное кино», попавшее в архив после войны. Большая его часть снята на нитропленку. Поэтому на территории Госфильмофонда своя пожарная часть.

В хранилище, где находится нитропленка, температура плюс 7-8 градусов. Здесь правила безопасности намного строже. Нитропленка – это горючее. И сгорает за секунды. Поэтому в каждой кабине на потолке находится специальный люк. В случае взрыва его выталкивает наверх взрывной волной, и давление на стены уменьшается в разы.

В 60-е – 70-е годы эту пленку уничтожали, копируя фильмы на безопасные носители. Цвета при этом сильно тускнели. Опомнились вовремя, оригиналы хранят и сейчас, и среди них – картины Фишингера. Например, реклама датских сигарет – еще одна находка.

В нацистской Германии авангардное кино запретили как дегенеративное искусство. Фишингер нашел выход – снимал рекламу, но в своем стиле – его марширующие предметы возьмут на вооружение рекламщики Франции и Америки. Так что еще один обнаруженный фильм идентифицировали быстро.

«Оно сохранилось за границей, и недавно было восстановлено по кусочкам, потому что был негатив в Англии, фонограмма в Америке, что-то еще в Германии. И восстановили как-то, не зная, как фильм выглядел в точности, какая была последовательность кадров. А у нас есть копия, напечатанная в те годы», - отмечает старший куратор Госфильмофонда России Петр Багров.

Авангард под такую музыку – для того времени странно. Но Фишингер считал, что за беспредметным кино – будущее кинематографа, и что публику нужно подготавливать постепенно. Отсюда популярные мелодии. Режиссер оказался прав – его ленты попали в будущее.

Новости культуры