09.02.2016 | 10:50

К 130-летию со дня рождения Фаворского приурочили выставку его рисунков

«Владимир Фаворский. Эпос Киргизии. Рисунки». В Государственном музее Пушкина проходит выставка, приуроченная к 130-летию со дня рождения одного из выдающихся мастеров графики XX века. В экспозиции впервые представлена малоизвестная серия рисунков, которую художник создал 70 лет назад. На выставке - 68 работ Фаворского из семейного архива и частных коллекций. 

Уникальный цикл цветной и черно-белой графики был создан Владимиром Фаворским во время двухмесячной поездки в Киргизию в 1946 году. Рисунки, предназначенные для издания киргизского народного эпоса «Манас», приуроченного к празднованию его 1100-летия, так и не увидели свет. С тех пор работы, а их более ста, изредка публиковались и эпизодически участвовали в выставках. Это - первая полная экспозиция, в которую вошли портреты и пейзажи, а также эскизы к эпосу.

Верблюды, лошади, юрты, женщины, всадники и дети - постоянные спутники и герои этой серии рисунков - всегда охотно позировали художнику. Фаворский очень точно подметил характерные черты внешнего и внутреннего облика киргизского народа и природы.

Внук художника Иван Шаховской вспоминает, что Фаворский не раз отмечал важность поездки. Говорил, что, при всей своей сказочности, эпос - наиболее полно и точно отражает жизнь страны и ее народа.

«Каждый образ - эпичен, это вообще было свойственно Фаворскому – такая эпичность. Реальное, вечное, очень конкретное пространство. Он рисует человека, не разлагая его на какие-то составные части, которые он потом составляет», - рассказывает внук В. Фаворского Иван Шаховской.

Дочь художника, Мария Фаворская, помнит, каким одухотворенным отец вернулся из этой поездки. Рисунки остались ярким впечатлением ее детства.

«Мне казалось, что какое-то чудо этот рисунок, потому что я прямо слышала шум реки, как камушки перекатываются, и думала, как это ему удалось, - признается дочь В.Фаворского Мария Фаворская. - Очень жаль, что не состоялась эта книга, она была бы для киргизского народа большой ценностью».

В выставочный каталог, помимо рисунков, вошли документальные материалы, письма, рабочие записи художника.

«Вот такие небольшие путевые альбомчики, которые он также взял с собой в эту поездку, - показывает куратор выставки Елена Грибоносова. - Здесь он зарисовывал какие-то важные детали для себя, орнаментальные мотивы, определенные предметы».

Крупнейший киргизский эпос носит имя главного героя. «Манас» даже включен в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое эпическое произведение в мире. В глубинах мифа Фаворский видел реальную жизнь народа, а в реальности искал мифические образы, сумев по-настоящему прочувствовать время и выразить это в своих графических композициях.


Новости культуры