05.02.2016 | 11:39

В Театре имени Ермоловой случилось "Событие"

Пьеса «Событие» была написана Владимиром Набоковым для «Русского театра» в Париже. Поставивший её тогда Юрий Анненков говорил, что она «может быть играна в любой стране и на любом языке с равным успехом». Так и случилось – «Событие» ставили в Праге, Варшаве, Белграде, Нью-Йорке. Однако в России у пьесы - не столь богатая история. 

Один день, один дом, одно событие. Пьеса непростая для режиссера – событие случается вначале, а спектакль идет 3,5 часа. Но Набоков придумал нечто такое, что стремительно меняет и без того напряженную атмосферу в доме. Случившееся – досрочное освобождение Барбашина, стрелявшего в эту семейную пару.

«Мы определяем жанр как натюрморт. Как это можно расшифровать? Это какая-то застывшая форма, которая оживает и застывает обратно. Это движение внутреннее в застывшей форме тоже нам интересно. Кошмарный балаган – Набоков сам так формулирует», - отмечает режиссер Олеся Невмержицкая.

Все строго по тексту и время то же – начало Второй мировой войны. С Набоковым ведут диалог по его же правилам – беспрерывный стук печатной машинки нагнетает обстановку, ожидание повторного покушения - страшнее самого покушения. И так же, как у автора, пристальное внимание к деталям.

Здесь все настолько реалистично, что помимо красок, лежащих на виду, и напоминающих, что это дом художника, есть такие малозаметные вещи, как, например, парики, или опасная бритва в ящичке, зрители этого никогда не увидят, но то, что это есть, знают актеры.

«Хотелось атмосферы бабушкиного серванта, где открытки, фотографии внучков, какие-то куколки, пылища, денежка спрятанная, книжечки, подсвечники», - объясняет художник Дмитрий Разумов.

В центре – «Демон» Врубеля. Откуда он здесь взялся, не знает даже главный герой, художник Трощейкин. Его нелегкую судьбу воплощает Олег Филипчик, на счету которого - уже несколько великих, включая Малевича. Его Трощейкин – художник в облаках. Он усердно ждет Барбашина, розовые очки тускнеют. И уже оправдан демон.

«Я тут полностью режиссеру доверяю, и для себя это оправдываю по-своему. Врубель - не то, что я. Но примерно, чтобы зритель понимал, чем я занимаюсь, и откуда все мои проблемы – Трощейкина», - говорит актер Олег Филипчик.

Хорошо спрятанные скелеты в шкафу появляются внезапно, становится ясно, что Барбашин – бывший любовник жены, а рядом – настоящий. Жену зовут Любовь. Ее сестру – Вера. А вот Надежды в спектакле нет, только в душе.

«Надежда всегда присутствует. Я думаю, мы оставим надежду всем. И Любови, и зрителям», - обещает актриса Елена Пурис.

То, что произойдет еще одно событие, – убийство, которого все ждут, которое вселяет ужас и проявляет истинные характеры, - своеобразная надежда. И даже зеркало бьется, предвещая беду, но Барбашин не появляется. Эти маленькие люди оказались ненужными своему врагу. Он просто уезжает. Навсегда, оставляя их наедине со своими страхами. 

Новости культуры