05.02.2016 | 19:52

Памятник Анненскому в Царском Селе стал предметом критики

«Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими» – наверное, самые известные строки Иннокентия Анненского для нас. А вот современники больше знали его как критика и переводчика. Именно Анненский перевел на русский все трагедии Еврипида. А еще он десять лет был директором знаменитой гимназии в Царском Селе. Так что неудивительно, что именно здесь в январе установили памятник Анненскому. Но не все так просто – на скульптора уже обрушилась лавина критики.

Как можно увековечить память человека, который при жизни писал стихи, скрываясь под псевдонимом? На символический пьедестал возвели Анненского его ученики и последователи.

«И именно Гумилеву принадлежит строка "Иннокентий Анненский – последний из царскосельских лебедей". Она стала поэтическим образом, который автор проекта памятника взял за основу своей идеи», – пояснила заместитель директора Центра технического творчества г. Пушкин Татьяна Бровкина.

Памятник уже есть. Он стоит во дворе гимназии как раз под окнами директорского кабинета. Здесь Иннокентий Анненский создавал утонченные футуристические образы. Инициаторы установки монумента говорят: Царское Село – это не только место, где взошло Солнце русской поэзии, но и ее серебряная Луна – поэты, творившие на заре ХХ века.

«Есть не менее известные страницы истории города Пушкина и известных людей, на всю Россию и мир, и Анненский – один из них. Мы хотим, чтобы об этом знали, приходили и приводили детей. Потому что это наша память, историческая память», – подчеркнул директор Центра технического творчества г. Пушкин Дмитрий Ковалев.

Появление бюста, украшенного крыльями и лебединой шеей, многие встретили настороженно. Группа известных деятелей культуры Петербурга даже направила коллективное письмо в городской комитет по охране памятников. Такая трактовка образа поэта им не по душе.

«Скульптор не понял разницы между словесной картиной и пластически оформленной, потому что применительно к Анненскому "царскосельский лебедь" – это очень элегантно звучит, а когда на бедного Анненского нахлобучен реальный лебедь, да еще с длинной шей, то непонятно, что происходит», – прокомментировал писатель, соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин.

«По нашей информации объект, памятник этот установлен на территории объекта культурного наследия без согласования с комитетом по охране памятников, поэтому мы в настоящее время проводим проверку. Если выяснится, что действительно нарушено законодательство, придется кого-то привлечь к ответственности. Про художественные достоинства этого бюста умолчу», – сказал председатель КГИОП администрации Санкт-Петербурга Сергей Макаров.

Между тем сотрудники Центра технического творчества, которые поставили на своей территории творение московского скульптора Александра Бурганова, утверждают, что на постаменте не бюст, а лишь его макет. По их словам, окончательный вариант обязательно будет согласован с экспертным сообществом. Получается, что на сегодняшний день в России нет ни одного памятника поэту. 

Новости культуры