08.02.2011 | 19:42

Полотна Александры Шнейдер и Владимира Муравьева представлены в Омске

За каждым музейным экспонатом стоит не просто история, а непременно открытие. Такие открытия сотрудники музеев и реставраторы совершают почти каждый день. В Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля, например, можно познакомиться с творчеством некогда «модных» художников - членов Общества русских акварелистов - Александры Шнейдер и Владимира Муравьева. До революции их работы украшали интерьеры представителей императорской фамилии и были в коллекциях известных российских собирателей. А теперь их полотна впервые будут представлены нашим современникам после реставрации. «Новости культуры».

В начале 1930-х годов пейзаж кисти графа Муравьева музей предоставил местному аэроклубу. Тогда было принято украшать стены госучреждений произведениями искусства. Картину с трудом удалось вернуть в фонды в 1938 году, но идеологическая неактуальность работы и графский титул автора несколько десятилетий не вызывали к ней интереса.

«Поступила она с очень толстым слоем пыли, и мы местами не знали, где пыль находится, а где художник изобразил туман. В этом заключалась сложность работы. Работали мы всухую. Здесь нельзя было никакую химию применять, никакую водную отмывку. Здесь было допустимо только наше зрение и хорошее освещение», – рассказывает заведующая отделом реставрации графики и ткани Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Татьяна Масюк.

Вместе с возвращением к жизни пейзажа специалисты омского музея восстанавливали и биографию его автора. Граф Муравьев был вольнослушателем Санкт-Петербургской академии художеств (его учили Михаил Клодт и Юрий Клевер) и состоял в Обществе русских акварелистов. В его ряды, кстати, входила и Александра Шнейдер. Вместе со своей сестрой, фрейлиной императрицы Александры Федоровны, она организовала Школу народного искусства в Петербурге и давала уроки живописи супруге последнего императора и его детям.

«Биографии графа Муравьева и Александры Шнейдер были трагичными. Муравьев после революции эмигрировал, а Александра Петровна вместе со своей сестрой в 1928 году была репрессирована, выслана из Ленинграда, и следы их затерялись, как пишут биографы, где-то в Сибири», – говорит заведующая отделом графики Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Галина Севостьянова.

Вполне возможно, что пейзажи Шнейдер и Муравьева когда-то украшали интерьеры членов императорской фамилии. Александр Третий и Николай Второй покровительствовали художникам. В ближайшее время сотрудникам омского музея предстоит выяснить, кто же был владельцем этих полотен, ставших сегодня музейными раритетами.