05.02.2016 | 15:43

Андрейс Жагарс: "Для меня интересно не техническое исполнение, а потенциал танцовщиков"

С 16 января в вечернем эфире телеканала «Россия К» – премьера нового сезона проекта «Большой балет». Ведущие – народная артистка России Илзе Лиепа и актер, театральный режиссер, экс-директор Латвийской Национальной оперы Андрейс Жагарс, который поделился своим впечатлением о нынешнем конкурсе и новой для себя роли.

– В 2012 году в проекте «Большой балет» вы были членом жюри, в этом году вас пригласили стать ведущим. Был ли у вас подобный опыт и насколько он вам интересен?

– Да, мне приходилось уже быть ведущим. У нас в Латвии ежегодно вручается Большой музыкальный приз. Это самая почетная музыкальная награда года в области классической и современной академической музыки. Ее получают композиторы, исполнители, дирижеры за лучшие музыкальные произведения. Я был ведущим церемонии награждения. К тому же я – актер, и до периода работы в Латвийской национальной опере 10 лет отдал театру и кино. Конечно, быть членом жюри и ведущим программы – это совершенно разные задачи. Я два раза работал в составе жюри на проектах «Большая опера» и «Большой балет». Сидя в жюри, ты должен очень точно сформулировать свое профессиональное мнение. Я думаю, жюри составляется таким образом, чтобы каждый представлял какое-то другое видение, какую-то иную грань. В 2012 году в жюри входили представители балета, ведущие хореографы, руководители балетных компаний, актеры и режиссеры. Причем все они непременно становились не только балетными специалистами, но и зрителями, впрочем, как и я. Кто-то из артистов производил большее впечатление, его личность, индивидуальность была ярче. Как режиссер оперно-драматического спектакля я, прежде всего, оценивал интерпретацию произведений, выразительность, энергетику, игру артистов, их способность эмоционально прожить роль. Для меня было интересно не техническое исполнение, а потенциал танцовщиков, способны ли они когда-нибудь стать великими артистами балета. Это очень интересно. Как и путешествие в разные хореографии, иногда известные, репертуарные, а иногда и незнакомые, которые ставились современными хореографами специально только для участников проекта. То есть, ты сидишь и не только оцениваешь, но и путешествуешь в мир балета, узнаваемого или какого-то нового. Это был замечательный опыт.

– То есть роль ведущего для вас менее интересна?

– Роль ведущего подобного проекта тоже очень интересна. Это не простое чтение текста, это синтез. Необходимо дать возможность раскрыться участникам. Не только задать правильные вопросы, но почувствовать что, когда и как задавать. Конечно же, есть сценарий, но нам с Илзе Лиепой приходилось еще и импровизировать по ситуации, в зависимости от того, что произошло на сцене во время исполнения. Возможно, исполнитель расстроился, что-то не получилось или, например, даже был случай с травмой… Иногда приходилось провоцировать участников на откровенность, чтобы показать их личность, потому что в танце они могут блестяще раскрываться, а в разговорной речи немного скованны. Люди, которые привыкли выражать себя через движения, не привыкли много говорить, их язык – это тело.

– Вы единственный, кто видел и прошлый сезон «Большого балета», и нынешний. Как вы оцениваете уровень мастерства конкурсантов прошлого конкурса и текущего? Ровный ли состав участников?

- На мой взгляд, ровный. В предыдущем сезоне тоже участвовали и ведущие танцовщики, и представители молодого поколения. Ни один театр не отправляет на конкурс пару, которая была бы не перспективна и не способна бороться за победу. В прошлом сезоне одна из конкурсанток из Мариинского театра отказалась от участия в проекте прямо накануне съемок, и ее партнер Андрей Ермаков остался без пары, тогда ему на помощь пришла прима-балерина Виктория Терешкина… На прошлом проекте были представлены хорошие балетные школы и очень перспективные артисты. Спустя два года многие из конкурсантов танцуют ведущие партии. Например, Владислав Лантратов получил «Золотую маску», Ольга Смирнова танцует ведущие партии в Большом театре, Андрей Ермаков тоже очень востребован. Это демонстрирует высокий уровень участников проекта. И сейчас, и тогда составы конкурсантов очень крепкие. В прошлом сезоне, может быть, было видно, что некоторые пары еще не станцевались, сейчас же, мне кажется, больше пар составлено специально для проекта.

– Есть ли ощущение, что пары повышают свой уровень от программы к программе? Можете ли вы выделить для себя кого-нибудь лично?

- Это Кимин Ким и Рената Шакирова из Мариинского театра, Виктор Лебедев и Анастасия Соболева из Михайловского, очень нравится пара из Перми – Инна Билаш и Никита Четвериков. Мидори Тэрада и Коя Окава из Японии очень сильны технически, они меня просто поразили в современном номере во второй или третьей программе. Удивительное перевоплощение, неузнаваемое! На мой взгляд, в классическом балете им труднее сыграть какие-то образы, они больше опираются на технику и чистоту исполнения. А в этом современном произведении они удивительно перевоплотились, возникла такая японская мистическая история…

– Скажите, в чем, по вашему мнению, специфика именно телевизионного судейства, и с кем из членов жюри чаще всего совпадала ваша оценка?

– С Брижит Лефевр и Владимиром Васильевым мое мнение совпадало чаще всего. Мне кажется, для такого формата очень важно, чтобы жюри было, с одной стороны, разнообразное, но в то же время профессиональное, чтобы были разные мнения, как здесь и произошло, чтобы зритель мог где-то согласиться с оценкой жюри, а где-то нет. Но я думаю, что в этом проекте важно совсем другое. Поскольку массовая культура и жанры популярной музыки заполнили все телеканалы, концертные площадки и медиапространство, все меньше и меньше людей понимают и знают оперу и балет, следят за ними. Было бы замечательно, если бы зрители, посмотрев программу, заинтересовались балетом, а дети захотели учиться этой удивительной и очень трудной профессии. Мы же знаем статистику: раньше конкурс на одно место в Вагановское училище или в Московское хореографическое был очень большим, сейчас – все меньше и меньше, особенно парней. Так что этот проект очень важен для будущего русского балета и популяризации этого жанра. И, конечно же, этот формат затрагивает большую аудиторию.

– Соответствует ли этот проект вашим ожиданиям в этом году? В чем его отличие от предыдущего? Какие параллели можете провести?

– Не думаю, что может быть концептуально разное решение. Телеканал «Культура» несколько раз уже делал подобные проекты – «Большая опера», «Большой балет», приобретен очень хороший опыт, а профессионализм на канале «Культура» всегда был на очень высоком уровне. Мне кажется, единственный недостаток – только то, что нет непосредственной реакции публики. Но это из-за того, что, к сожалению, просто нет места, где посадить публику. Зато, на мой взгляд, в этом сезоне выдающееся решение сцены, прекрасная сценография, очень впечатляющая, интересная, яркая видеографика или компьютерная графика. Единственное критическое замечание: мне кажется, что было бы лучше, если бы система оценок была десятибалльная, а не «да» – «нет». Когда я сижу в жюри, например, на Международном конкурсе вокалистов, все-таки легче выделить и более точно определить победителя по десятибалльной шкале, математически просчитывая в конце. Но это я просто делюсь своим опытом…

– Как вы считаете, есть ли будущее у «Большого балета»?

– Я считаю, что каждый год надо делать «Большую оперу» и «Большой балет», чтобы зритель привык, что это сезонный проект. Оба жанра очень важны для телезрителя в том спектре передач, которые канал «Культура» уже показывает, и которые дотрагиваются до этих жанров, до всех событий в балетном мире и мире оперы, в новостях и встречах с артистами. Очень важно, что эти программы с ведущими исполнителями оперного и балетного жанра, уже признаны публикой, критиками и широко известны. Проекты «Большая опера» и «Большой балет» дают возможность молодым, перспективным участникам ярче проявить себя и стать узнаваемыми. А стать известными – это уже зависит от их таланта.

– Хотели бы вы продолжить сотрудничество с телеканалом «Культура»?

– С радостью хотел бы продолжить сотрудничество. Надо мне совершенствовать мой русский язык. Мне интересно было бы поработать в других проектах телеканала «Культура», потому что здесь много профессионалов высокого класса, знающих сферу культуры. Балет и опера – это моя жизнь, я руководил театром 17 лет. И я вижу, как много на телеканале знающих, одержимо любящих и оперу, и балет профессионалов! И я думаю, в такой команде было бы очень интересно работать, делиться своим опытом и создавать еще что-то новое.  

Беседовала Анна Бородина

INSTAGRAM ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Все материалы о проекте "Большой балет"

Видео проекта "Большой балет"