03.02.2016 | 19:37

Ушёл из жизни литовский дирижёр Саулюс Сондецкис

Не стало Саулюса Сондецкиса. Литовскому дирижеру было 87. Маэстро всегда говорил: «Для меня музыка — это и работа, и хобби, и жизнь». При таком полном погружении в искусство, Сондецкис считал, что дирижировать, в принципе, может любой музыкант. Просто нужно специальное образование и немного таланта. Лукавил, конечно. Потому что сам Сондецкис был из тех, на кого публика шла всегда, даже вне зависимости от программы вечера.

Больше полувека Саулюс Сондецкис отдал Литовскому камерному оркестру. Основанный в 1960-м, уже через семь лет он стал одним из лучших в мире, завоевав Золотую медаль на Международном конкурсе молодых оркестров в Вене. Сонденцкис называл себя тренером сборной и держал всех – и оркестрантов, и даже зрителей - в ежовых рукавицах.
«Публику надо душить, не надо их жалеть. Они так счастливы, когда мы придушим хорошо, перестают дышать и от счастья умирают», - шутил дирижер, народный артист СССР Саулюс Сондецкис.
Мечты он воплощал в реальность – желал играть Моцарта в Эрмитаже, много работал, и это случилось. Позже, с легкой руки Михаила Пиотровского, Сондецкис возглавил оркестр Государственного Эрмитажа, с которым работал около двух десятилетий.

«У Сондецкиса было уникальное понимание музыки Моцарта. И оно мне очень близко. Может, это был не тот Моцарт, которого мы привыкли слушать. Может, это были какие-то романтические интерпретации  композитора», - отмечает пианист Денис Мацуев.

Позже, с легкой руки Михаила Пиотровского, Сондецкис возглавил оркестр Государственного Эрмитажа, с которым работал около двух десятилетий. Маэстро стремился к новому слову в исполнительстве - первым открыл миру сочинения современных авторов: Пярта, Денисова, Щедрина, Слонимского, Мартынова. А его интерпретации классики признаются эталонными.

«Ему приходилось во многом быть первопроходцем. Потому что руководитель коллектива во многом - просветитель. Он много играл произведений Шнитке, своих современников, и всегда делал программы разнообразными, включая произведения современных композиторов в программы старинной классической музыки», - вспоминает дирижер Павел Коган.

Хотя взгляд дирижера-экспериментатора был больше направлен на талантливую молодежь, отказать некоторым мэтрам он не мог. С ним выступали Ростропович, Кремер, Спиваков, Башмет, Менухин, Крайнев.

С 2004 года Сондецкис стал главным приглашенным дирижером оркестра «Виртуозы Москвы». Неиссякаемый на творческие идеи, он сотрудничал с Большим симфоническим оркестром Федосеева, Национальным оркестром Бельгии, Берлинским симфоническим оркестром. При этом он считал важным поддержать талантливых детей-участников телевизионного конкурса «Щелкунчик» на телеканале «Культура», где Сондецкис был и членом жюри, и дирижером.

Максим Федотов, скрипач: «Сондецкис был удивительным аристократом нашей профессии. Музыкантом с большой буквы, истинным человеком музыкальной культуры. В нем сочеталось и наша русская муз культура, и литовская муз культура, и старая советская школа».

Имя мастера уже вошло в историю – оно присвоено Консерватории города Шяуляй. Остались воспитанные им коллективы, ученики и бесценные музыкальные сокровища – его работы.

Новости культуры

Читайте также:
Скончался знаменитый литовский дирижер Саулюс Сондецкис