03.02.2016 | 19:39

В Мраморном дворце Петербурга закончена реставрация двух залов

В филиале Русского музея – Мраморном дворце – закончена реставрация двух очередных залов парадной анфилады. Специалистам пришлось непросто – в исторических интерьерах после революции 1917 года размещалась Российская Академия истории материальной культуры. Так что, можно сказать, строительство «нового мира» помещения коснулось напрямую, отдельные элементы восстановлению уже не подлежат. Но музейщикам удалось воссоздать паркеты первого строителя дворца, итальянского зодчего Антонио Ринальди.

Облик Ротонды и Орловского зала Мраморного дворца сложился в 30-е годы XIX века. Архитектор Александр Брюллов перестраивал интерьеры к свадьбе сына Николая I великого князя Константина Николаевича. Залы парадной анфилады получили богатое насыщение с намеками на род занятий нового владельца дворца.

"В лепке зала большое количество морской атрибутики – это и якоря, и дельфины, остовы кораблей, морские коньки. И это не совсем случайно. Брюллов отделывал этот зал для великого князя Константина Николаевича. Великий князь стоял во главе русского флота, был генералом-адмиралом. Поэтому приемный зал дворца хозяина должен был предстать в таком качестве", – отмечает старший научный сотрудник Русского музея Елена Кочетова.

В 1937 году с преобразованием Мраморного дворца в Музей Ленина, все архитектурные излишества либо демонтировались и уничтожались, в лучшем случае маскировались перегородками, фальшивыми стенами, суровой драпировкой. Плафон Орловского зала работы Стефана Торелли в 70-х годах был отправлен в Китайский дворец Ораниенбаума. Лепной декор воссоздавался по эскизам XIX века, оригинальную облицовку стен удалось сохранить.

"Подлинный искусственный мрамор стен в этом зале полностью отреставрирован. Это была огромная работа, потому что в советский период, его тщательно закрашивали масляной желтой краской, которая имеет свойство такой плотной консервации", – говорит начальник архитектурного отдела Русского музея Ирина Говорухина.

При перестройке дворца в XIX веке Брюллов намеренно сохранил уникальные ринальдиевские паркеты. В советское время благородный слой древесины снимался, вместо него повсеместно внедрялась однообразная укладка "елочкой". Одной из задач реставрации последних лет стало восстановление паркетов по рисункам Ринальди. Площадь Орловского зала 110 квадратных метров, в сложных композициях задействовано более 10 редких пород дерева.

Разгар работ совпал с колебаниями курса рубля, что неизбежно сказалось на поставках материалов. Паркетчикам пришлось искать замены российского происхождения, цветовое насыщение от этого проиграло.

Другим более приближенным к замыслу Брюллову могло быть и архитектурное решение залов, когда-то Орловский был связан с Ротондой и Мраморным двумя входами. Согласно планам музея в новых залах парадной анфилады со временем разместятся шедевры частной коллекции братьев Ржевских. Большая часть собрания переданного Русскому музею в 1998 году сейчас находится в фондах.

Новости культуры

Читайте также:
В Мраморном дворце для публики вновь открыты парадные залы