03.02.2016 | 10:17

Юрий Башмет представил программу "Мой XX век"

«Мой XX век. Россия». Так Юрий Башмет назвал свою новую программу. В Концертном зале Чайковского прозвучали неоклассические хиты прошлого столетия - Первая Симфония Дмитрия Шостаковича, «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова и – немного неожиданно для этого вечера - «Светотень» Гии Канчели. Однако, у маэстро Башмета свой взгляд на то, почему в музыкальной интерпретации двадцатого столетия должно было появиться произведение, написанное в двадцать первом.

К подготовке заявленного в программе музыкального путешествия в XX век здесь подошли основательно. Репетировали до последнего, чтобы потом на сцене играть с полной отдачей. Да и как иначе, когда за дирижерским пультом - сам Юрий Башмет.

«Симфонические танцы» Рахманинова, Первая симфония Шостаковича, написанная композитором в 19 лет, – этот концерт, как машина времени позволяет вновь перенестись в XX век. В этом ряду «Светотень» – сочинение Гии Канчели, хоть и написано уже в XXI веке, все равно возвращает в прошлое.

«Это нечто наше, что мы понимаем, - объясняет народный артист СССР Юрий Башмет. - Вообще он - родоначальник минимализма, и лучше его никто этого не сделает. Он всю жизнь оттачивал свой стиль и продолжает, а многие - вдогонку, но он – первый, живая легенда, и он родил этот стиль».

В репертуаре Юрия Башмета немало сочинений Канчели, в их числе - и специально написанные композитором и посвященные знаменитому альтисту. «Светотень» - первоначально было написано по заказу итальянского квартета, потом композитор сделал версию, когда солист должен играть попеременно на альте и скрипке. Но у Юрия Башмета уже был такой опыт, когда он в одном из произведений Александра Чайковского играл и на альте, и на скрипке, поэтому он предложил Канчели сделать еще одну версию «Светотени» без скрипки.

«Я сказал ему, что мне что-то лень это делать: "Давай я на альте буду играть, я эту стадию прошел, когда меняются инструменты. Это внешний эффект". Он говорит: "Да, конечно, как хочешь". Я говорю: "Как быть с высокими нотами?" Мы вместе меняли эпизоды, чтобы это было возможно исполнить на альте, а затем он мне сказал: "Меняй, что хочешь"», - рассказывает Юрий Башмет.

Название сочинения отсылает к живописи - контрасты, тени, полутона. В «Светотени» Канчели солист - и музыкант, и художник, создающий свое полотно. Картина Юрия Башмета – это портрет XX века. 

Новости культуры