09.02.2011 | 11:19

"Катя, Соня, Поля…" - бунинская проза в постановке Крымова

«Катя, Соня, Поля…» и еще несколько «ласковых имен» в названии спектакля на театральной афише «Школы драматического искусства». И за каждым именем - жизнь, расколотая надвое внезапным чувством. Любви-стихии, лишенной жалости и логики, Иван Бунин посвятил свои «Темные аллеи». Режиссер Дмитрий Крымов перевел бунинскую прозу на язык современного театра, попытавшись обойтись без лишних слов. Премьера – сегодня. Рассказывают «Новости культуры».

 

Актеров гримируют на глазах у зрителей – то, что действие уже началось, понятно не сразу. И дальше череда неожиданных, кажется нелогичных эпизодов. Например, предметы вдруг начинают самостоятельно двигаться. Или рабочие сцены очень долго распиливают коробку.

И на вопрос: «зачем» – здесь никто не собирается отвечать. Цель режиссера - передать эмоции, чувства, настроение. Его кредо – «визуальные символы воздействуют на зрителя куда сильнее, чем логично выстроенный сюжет».

«Я ценю эти моменты, когда меня в театре, в котором я занимаюсь, и в любом другом, что-то затрагивает именно чувства, не голову, а чувства. Даже не эстетические мои какие-то воззрения, а то, что находится здесь-ниже шеи даже в области живота», - признается режиссер Дмитрий Крымов.

Семеро мужчин с лицами актеров немого кино, словно фотографии начала XX века. И четыре женщины - жертвы любви – три из них почти весь спектакль находятся в коробках. Здесь нет второстепенных героев. Каждый важен. Со своей бунинской историей - непонятной, нелогичной, запретной и часто жестокой.

«Она всю себя отдала. И даже ноги отдала тому мужчине, с которым была. Но она не винит его в этом. Она просто любит и продолжает любить», - рассказывает актриса Мария Смольникова.

Сборник «Темные аллеи» - результат многолетних размышлений Бунина о любви. Для писателя это целая философия. Возвышенная страсть, заурядные влечения, романы «от нечего делать» - Бунин всегда находит для определения чувств подходящие слова. Крымов в свойственной ему манере ищет новые формы.
«Моя героиня - это рассказ «Таня». Рассказ очень длинный. И вот этот рассказ он уложен в мою такую одну проходку», - говорит актриса Варвара Назарова.

Говорить о любви героям сложно. Они рассказывают, как умеют. Один по-французски. Другой бьется в истерике. Третий – с помощью макета.

«Мне кажется, наша память имеет такой набор макетов определенных мест или ситуаций, даже взаимопонимание можно запротоколировать и создать некую определенную модель, в которой еще раз и еще раз проиграть прошлое, случившееся и увидеть свои ошибки», - считает актер Валерий Гаркалин.

Художника спектакля Марию Трегубову вдохновили работы американского фотографа Ирвина Пенна, который изображал персонажи на незатейливом белом фоне – в темных одеждах те выглядели особенно выразительно. Для спектакля белый задник решили связать. Больше месяца над полотном трудилось одновременно пять вязальщиц. Украшение сцены - старые фонари, взятые на «Мосфильме», и стулья с вековой историей - собирали по коллекционерам.

«Когда ты собираешь семь стульев из разных мест, из одной семьи, из другой, из третьей. И каждый со своей историей. Они отдают такую мощнейшую энергетику на фоне задника, даже когда на них никто не сидит», - рассказывает художник спектакля Мария Трегубова.

Мощная энергетика – в декорациях, лицах, ситуациях…особая, напряженная, и в то же время очень поэтичная – пронизывает весь спектакль. И хочется перечитать Бунина. Впрочем, Крымов не скрывает - его история - это новый рассказ в «Темных аллеях», автором не написанный.