01.02.2016 | 18:11

77 лет назад родилась русская балерина Екатерина Максимова

1 февраля, 77 лет назад, родилась прославленная русская балерина Екатерина Максимова, чье творчество заняло достойное место среди шедевров балетного искусства. Она мечтала быть летчиком, а стала «королевой балета». Карьера Максимовой складывалась успешно с самого начала. Ее педагогом в хореографическом училище была знаменитая балерина Елизавета Гердт, которая сумела привить талантливой ученице строгий классический стиль, безупречный вкус, артистизм, тонкое восприятие музыки. Поступив на службу в Большой театр, Екатерина Максимова сразу же стала исполнять сольные партии балетной классики: Катерина в «Каменном цветке», Жизель в одноименном балете, принцессы Аврора и Флорина в «Спящей красавице», Одетта–Одиллия в «Лебедином озере», Китри в «Дон Кихоте», Фригия в «Спартаке», Джульетта в «Ромео и Джульетте». «Она была великой балериной. Она была универсальной танцовщицей – ей удавались лирические, романтические партии, современный танец. Она блистала в партии Китри, была великолепной Джульеттой. Она могла быть забавной и настоящей красавицей на сцене. Она была универсальной и с физической точки зрения, и как артистка. Она могла все!» – вспоминает знаменитая итальянская балерина Карла Фраччи.

Неповторимая индивидуальность Максимовой, искренность, глубина чувств и блистательная техника всегда привлекали к ней внимание балетмейстеров и ценителей искусства, критиков и простых зрителей. Для нее ставили балеты великие хореографы – Касьян Голейзовский, Юрий Григорович, Морис Бежар, Джон Кранко, Леонид Мясин, Ролан Пети. «Танец – это жизнь моя, – говорила балерина. – Это выражение эмоций, выражение чувств. Это музыка. В балете есть что-то такое… Словами можно сказать: "Я тебя люблю". И все это говорят много раз в жизни. Но что-то стоит между строк». Екатерина Максимова была и великолепной драматической актрисой. Благодаря ей в Советском Союзе появилось новое направление – фильмы-балеты. Легко и непринужденно она исполняла партии в фильмах-балетах «Анюта», «Галатея», «Чаплиниана», «Старое танго», «Дуэт», блистала в кино – «Жиголо и Жиголетта», «Фуэте», «Классная дама». Времени хватило и на то, чтобы вырастить плеяду учеников. Среди последних учениц – Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина и Анна Никулина. Вместе с мужем Владимиром Васильевым она приложила много усилий к проведению Международного конкурса артистов балета «Арабеск», много лет возглавляла жюри этого конкурса.

С Владимиром Васильевым они были вместе 50 лет на сцене и чуть-чуть меньше в жизни. Зарубежные импресарио называли легендарный дуэт «самой драгоценной парой Большого». Хрупкая и изящная Максимова и сильный и атлетичный Васильев были необычайно гармоничной парой. Их звездный дуэт стал символом времени. «Это чудо, что Бог создал такую пару», – говорили одни. «Это судьба», – подхватывали другие. Общее детство в балетной школе, общая карьера, общий успех. И горечь от несправедливости – тоже общая. Когда в Большом театре им указали на дверь, они не растерялись, потому что знали: они вдвоем, и перед ними – весь мир. «Конечно, мы разные, и все-таки я все время повторяю "мы", – признавалась Максимова. – Так говорю, так думаю, это уже в подсознании. О чем бы я ни рассказывала, о чем бы ни вспоминала, всегда звучит "Володя, Володя, Володя…" Когда он уезжает, со мной постоянно что-то происходит. То вдруг горло схватило так, что голос пропал, то плечо выскочило, то надрыв связок на колене, то еще что-то. Володя говорит: "По-моему, ты это специально делаешь, чтобы я не уезжал"».

Владимира Васильева можно увидеть в новом сезоне проекта «Большой балет», где он выступил в качестве члена жюри. В эфире – 13 февраля в 20:30.

Читайте также:

Владимир Васильев: "Искусство – это всегда мука, страдание и необыкновенная любовь"

Результаты третьего тура проекта "Большой балет"

INSTAGRAM ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Все материалы о проекте "Большой балет"

Видео проекта "Большой балет"

"Смысл балета – обмен энергетикой". Интервью Илзе Лиепы