02.02.2016 | 19:31

На Историческую сцену Большого театра вернулся "Дон Кихот"

На Историческую сцену Большого театра вернулся «Дон Кихот». Постановщик балета Алексей Фадеечев взял за основу хореографию Мариуса Петипа и Александра Горского. В Большом спектакль впервые появился в 1869 году и был показан 1741 раз. В главных партиях блистали - Майя Плисецкая и Марис Лиепа, Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Раиса Стручкова и Михаил Лавровский. И каждое новое поколение звёзд влюбляется в этот искромётный танец и музыку Минкуса.

Ярко-алый - цвет страсти, радости, настроения - главный в «Дон Кихоте». Любимый герой Сервантеса за эти почти сто пятьдесят лет надолго не покидал сцену Большого, заряжая весельем и юмором артистов и зрителей.

«В "Дон Кихоте" есть все, что дает человеку определенный заряд в жизни. Есть радость, есть праздник, есть веселье. И классический танец, и характерный во всех его проявлениях», - отметил постановщик спектакля Алексей Фадеечев.

Алексей Фадеечев впервые поставил «Дон Кихота» в 1999 году. Взял за основу танцы Мариуса Петипа и Александра Горского. Эти двое находились в непростых отношениях. Петипа считал своего ассистента бездарным копиистом. Но в «Дон Кихоте» ученик обошел учителя. Сломав строгую симметрию линий Петипа, Горский сделал танец свободным, легким и веселым. Балет перенесли на сцену Мариинки - для того времени это было немыслимо, ведь Петербург был столицей, Москва – провинцией. Но именно московская редакция определила ткань спектакля Алексея Фадеечева. В Большом последние 30 лет неизменным «Дон Кихотом» остается Алексей Лопаревич.

«Тридцать сезонов назад примерил тазик Дон Кихота», - вспоминает солист балетной труппы Большого театра, заслуженный артист России Алексей Лопаревич, демонстрируя шляпу своего персонажа.

Артист наконец-то приблизился к возрасту своего героя. А потому понимает, как никто магию своего персонажа, ставшего на четыреста лет символом благородного идальго.

«Он всегда был, может быть, таким - ударенным мешком по голове, но он живой, периодически входит в свои мысли. Он разный», - объясняет Алексей Лопаревич.

Новый «Дон Кихот» идет в декорациях Валерия Левенталя - последняя работа художника. И в костюмах от Елены Зайцевой. Хотя хореография осталась прежней, артисты привыкают к измененному пространству.

«Новые декорации, новые костюмы доставляют немало хлопот, - признается прима-балерина Большого театра, народная артистка России Мария Александрова. - Потому что это новое, это надо обжить, посадить, в это надо заново поверить».

Мария Александрова не представляет себя без озорной и веселой Китри. Впервые станцевала ее пятнадцать лет назад. Теперь с замиранием сердца возвращается на Историческую сцену. Хотя все эти годы не расставалась с любимой партией, танцевала на гастролях, на Новой сцене.

«Я люблю эту партию, потому что в ней столько жизни, в ней столько счастья. И эти моменты никогда не хочется забывать и терять», - признается Мария Александрова.

А вот у Владислава Лантратова - премьера. Понятны его волнения и опасения. Одно дело - танцевать на Новой сцене, совсем другое - на Исторической.

«Конечно, это новое пространство. Любимый зал, любимая сцена. Это нужно все объять, занять каждый сантиметр этого пространства. Это достаточно сложно», - отмечает премьер балетной труппы Большого театра Владислав Лантратов.

Сейчас трудно представить, что «Дон Кихот» Горского сто лет назад не прижился в Мариинке. Его ругали критики и зрители, называя обидно – декадентской мазней. Но в Москве балет обожали. К тому же, это единственный его спектакль, доживший до наших дней, с испанскими и цыганскими танцами, жгучей музыкой Минкуса, с веселой историей любви, с настроением счастья и праздника.

Как прошла премьера балета «Дон Кихот» в Большом театре мы расскажем в нашем следующем информационном выпуске в 23:30.

Новости культуры

Читайте также:

На "Худсовете". Балерина Мария Александрова и хореограф Алексей Фадеечев