30.01.2016 | 19:01

Выставка "Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем" открылась в Москве

И всё-таки советское изобразительное искусство было самым отзывчивым в истории изящных искусств. Никакое другое не следило так пристально и не отражало так оперативно жизнь страны. Его к этому принуждали, - вы скажете. Так и что же? Художественное качество не вызывает сомнений, авторы были добросовестны, их профессионализм очевиден. И по картинам, созданным за 70 лет до 1990 года, можно изучать историю отечества, по крайней мере, её непорочную сторону. Изучать по разделам.

Раздел «Транспорт» фрагментарно составлен столичным Институтом русского реалистического искусства. Отобрано около 60 картин. Они демонстрировались в Риме. Итальянцам понравилось. На этой неделе выставка под названием «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем» открылась в Москве, в самом институте. Картины предоставлены музеями Москвы, Петербурга, Твери, Барнаула, Курска, Иркутска, здесь полотна Дейнеки, Лабаса, Нисского, Пименова. Наш корреспондент рассказывает о выставке, на которую стоит выстроиться в очередь, как на выставку Серова.

Четыре месяца назад эти картины вышли в путь – покинули родные стены российских музеев. Первым пунктом назначения стал Рим. Именно после аншлага в Италии, экспозицию решили показать и в Москве. На выставке - более 60-ти работ тех, кто уловил ритм советской эпохи и  передал его движение, показал, чем восхищалась и о чем мечтала большая страна – дороги, небо, космос.  

Маттео Лафранкони, куратор выставки, глава отдела культуры и науки «Plazzo delle Esposizioni» (Италия): «На западе соцреализм воспринимают как пропагандистское искусство, но это не так. Здесь чувствуется интерес к каждодневной жизни, за которой итальянцам очень интересно наблюдать».

Например, глазами пассажира кабриолета. ГАЗ-А – это первый советский легковой автомобиль, выпущенный в 1932 году. «Железный конь идет на смену крестьянской лошадке!» - выкрикивал великий комбинатор в «Золотом теленке». Технический прогресс, за которым следила, которым жила вся страна, воплотился и на полотнах художников.

После Октябрьской революции и футуризма искусство обновило пластический язык. «Героями» художников становятся производственные механизмы, машины, мчащиеся по городским улицам, взмывающие ввысь дирижабли и «аэропоезда». Попытка людей подчинить себе воздушную стихию - и на полотне Александра Дейнеки.

Игорь Припачкин, директор Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки: «Название картины «В воздухе», отражает не только сюжет, идею того, что изображено. Мне кажется, это название отображает состояние человека – он находиться в воздухе. При правильной подаче этого произведения, ты, действительно, теряешь ощущение реальности и ощущение некой твердыни».

Сила и мощь механизмов ХХ века, придуманных чтобы человек всегда находился в движении, поражала воображение художников. Этот знаменитый индустриальный пейзаж «В пути» Георгий Нисский писал 5 лет, достигая идеальных пропорций. Не всегда имея возможность писать с натуры, художники прибегали к архивам и техническим описаниям механизмов. После войны, с началом освоения целины, появляется новая тема – «дорожные разговоры». Шумный и тесный плацкарт или тихая уединенность купе – железная дорога не только символ прогресса, но и аллегория человеческой жизни. Любимые герои соцреалистов – и пассажиры метро. Картину «На эскалаторе» Григорий Шегаль заканчивал в эвакуации в 1943-м и мечтал после Победы вновь спуститься в столичную подземку.

Наталья Царёва, заместитель директора Государственного художественного музея Алтайского края по научной работе: «Московское метро – особое место для каждого жителя страны. Когда в 1930-е годы метро открылось, все приезжали со всей страны, чтобы посмотреть на это чудо. Художник был в полном восторге от того, что увидел».

Оттепель, ослабившая диктат в культуре, пробудила к жизни новую тему в изобразительном искусстве. Художники устремляются на Север и открывают «поэзию» сурового края, его быта и нравов. На полотнах – лодки и плотины, комбайны и КАМАЗы. А еще это эпоха покорения космоса.

После старта космического корабля «Восток» фантастические полеты в безвоздушное пространство стали реальностью. Автору этого знаменитого портрета – Андрею Плотнову – первый космонавт планеты Юрий Гагарин позировал лично. А вот скафандр пришлось дописывать уже позже. Художник спешил в творческую командировку – на космодром Байконур. На выставке – почти вековая история страны, которую, как оказалось, можно рассказать и через призму развития транспорта.

Новости культуры