09.02.2011 | 19:36

В главном театре страны завершается реставрация

Последние штрихи к новому убранству Большого театра. Завершен очередной этап реставрационных работ. Теперь вместо паркета в коридорах главного театра страны – венецианская мозаика, выложенная по технологии времен античности. В разноцветных мраморных плитах совсем скоро отразятся блики уникальных светильников, а в зрительном зале, наконец-то, зажжется знаменитая хрустальная люстра. Рассказывают «Новости культуры».

Напольное покрытие – венецианская мозаика. Много лет ее считали безвозвратно утраченной. Когда-то она украшала полы Большого театра, но во время одной из прошлых реконструкций мозаику уничтожили и заменили паркетной доской.

«Во время вскрытия полов в единственном месте – переход на этажи директорской зоны – было обнаружено около двух квадратных метров, где полностью сохранилась венецианская мозаика», – говорит официальный представитель генерального подрядчика Михаил Сидоров.

Восемь оттенков мрамора, на одном квадратном метре больше сотни камней, и каждый отшлифован. Общая площадь – три тысячи квадратных метров. Роскошный декор Большого театра должен приобрести первоначальный вид, как это было в XIX веке.

«Сейчас готовы к развеске бра из Царской ложи. Мы не позолачиваем заново, чтобы сохранить подлинность, иначе теряется стиль», – поясняет руководитель группы реставраторов Майя Стриженова.

Светильники покрывают сусальным золотом, листы которого хранят в специальных книжках.

«60 листов в книжке хватает на полметра квадратной поверхности», – замечает руководитель группы реставраторов Ирина Чаланова. 

Люстру, которая размещается над партером в зрительном зале, в XIX веке в Большой ее привезли из Парижа. Работа лучших французских мастеров.

«Ее диаметр – 6,5 метров – диаметр тоннеля в метро. Эту люстру ни в одну двери не вынести. Пришлось полностью демонтировать», – рассказывает Михаил Сидоров. 

Люстру реставрировали несколько лет. Старались максимально сохранить каждую из уцелевших исторических деталей. Высота этой люстры – восемь с половиной метров. Старинные мастера сделали для нее пятнадцать тысяч хрустальных подвесок, многие из которых за годы использования оказались утрачены. Когда их стали восстанавливать и сделали химический анализ, выяснилось, что это не хрусталь в современном понимании этого слова.

«Это стекло. Даже не хрустальное стекло. По тем параметрам, которые приняты в XXI веке, что такое хрусталь. Но раньше это называлось хрусталем», – говорит главный архитектор по разработке проектной документации Елена Степанова.

От идеи заменить подвески на украшения из современного хрусталя отказались. Уцелевшие детали восстанавливали с максимальной осторожностью. Утраченные элементы заменили точной копией старинных. Подвески сделаны по тем же технологиям. По прогнозам специалистов, следующая реставрация этой люстре понадобится не раньше, чем лет через пятьдесят.

Все материалы о реконструкции Большого театра>>>