09.02.2011 | 19:41

Советский Союз глазами Тома Стоппарда на пермской сцене

Советский Союз 1970-х, каким его увидел Том Стоппард. Пьесу знаменитого британского драматурга, два года назад воплощенную на сцене Лондонского Национального театра, в Перми ставит режиссер Майкл Хант. Соотечественник Стоппарда известен своим пристрастием к жанру «социально-документальной драмы». Новый спектакль Ханта на сцене пермского Театра-Театра рассказывает о политических репрессиях . Говорят, что автор сам собирается приехать на премьеру, которая назначена на 19 февраля. Рассказывают «Новости культуры».

Репетиционная работа кипит. Режиссер Майкл Хант, прежде чем начать репетировать отдельные сцены спектакля, устраивает для актеров «пробег по тексту». Это его принцип. Как говорит Хант, «мы должны уважать автора, ничего не придумывать и не добавлять от себя». Такая документальная четкость присуща его творчеству. Английский режиссер в Перми ставит не в первый раз. В прошлом году оперу «Фиделио» Бетховена он поставил на территории музея политических репрессий «Пермь-36». На этот раз тема повторяется. Пьеса Тома Стоппарда – о свободе слова и вообще человека.

«Не надо сводить эту историю только к российской ситуации. Мне не нравится сужать поле пьесы, как и Стоппарду, я думаю. Это универсальная тема. Такие ситуации ежегодны и ежеминутны», – говорит Майкл Хант.

История создания пьесы «Каждый хороший мальчик достоин поощрения» началась в 1977 году. На ее написание Стоппарда вдохновило посещение России. В русской интерпретации название постановки звучит более причудливо: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Эта фраза – специальный прием для запоминания нот. Впрочем, и сам спектакль можно назвать музыкальным, но это не мюзикл. Здесь актеры не будут петь. На сцене все время находится симфонический оркестр и играет оригинальную музыку, являясь одним из действующих лиц пьесы.

«Сама музыка, которая очень похожа на музыку Прокофьева, Стравинского, Римского-Корсакова, происходит в голове у сумасшедшего человека», – поясняет музыкальный руководитель Пермского Академического Театра-Театра Татьяна Виноградова.

В центре сюжета – история двух пациентов психиатрической больницы. Прообразом героя, которого играет Вячеслав Чуистов, стал советский диссидент Владимир Буковский.

«Человек почти на грани сумасшествия. Как в пьесе написано, "вы больны диссидентством», – замечает актер.

Эта пьеса Тома Стоппарда в России ставиться впервые. В создании пермского спектакля участвует команда профессионалов самого высокого уровня. Вместе с Хантом над постановкой работали сценограф Элисон НОодер и художник по свету Дэвид Каннингем, который входит в десятку лучших в мире. На премьеру обещал приехать сам Том Стоппард.