27.01.2016 | 10:40

В Тобольске восстанавливают старинные иконы

В Тобольске восстанавливают старинные иконы, которые были найдены в Салехардской усадьбе купца Терентьева. Минувшей осенью, при ремонте дома, построенного в XIX веке, рабочие случайно обнаружили пять образов. Предположительно они были написаны для собора святых апостолов Петра и Павла в Салехарде. Реставрацию икон поручили ученикам иконописной школы при духовной семинарии. Процесс это длительный и трудоёмкий, на каждой стадии работы – свои сложности.

Лики святых под гнетом струбцин. «Так надо», – объясняют нам. Строительный инструмент стягивает между собой доски каркаса, целостность которого серьезно нарушена. Вид святынь плачевный, но, по словам отца Виталия, видели и хуже. Спасло изначальное качество работы - древесина – крепкая, хорошей породы, паволока добротная – не марлевая, а из настоящего холста.

«Работая с этими иконами, основная проблематика будет скрупулезного характера, чтобы технично восстановить утраченные элементы. Живопись в хорошем состоянии, она не шелушится. Грунт достаточно крепкий, - рассказывает заведующий иконописной школой при Тобольской духовной семинарии иерей Виталий Ведерников. - Основа на четырех иконах не повреждена, то есть древесина сохранилась в хорошем состоянии».

Серьезный урон салехардским иконам нанесен не временем, а человеком во время извлечения их из тайника. Разбирая стены, строители понятия не имели, что вместо досок выламывают святыни. Отсюда огромные утраченные фрагменты. У реставраторов впереди несколько этапов работы - зачистить древесину, восстановить утраченную паволоку, а затем наложить левкас до уровня красочного слоя. И только потом - восстановление живописи.
Еще в Салехарде перед транспортировкой на иконы наложили профилактическую проклейку, чтобы не разрушался изобразительный слой. Эта тончайшая папирусная бумага легко смывается. Но специалисты столкнулись с проблемой – на элементах с золочением не сохранилось лакового покрытия. Поэтому не рисковали и профзаклейку на такие места не наносили, чтобы не потерять краски.

«По крайней мере, с этими иконами мы с золотом вообще не работаем, только с красочным слоем. Укрепить, шелушения, вздутия. Здесь, конечно, плохо видно – домиков нет. Домик – это когда изобразительный красочный слой встает ребром», - объясняет иконописец-реставратор Наталья Игнатович.

Наталья Игнатович - одна из трех мастеров, работающих над салехардскими находками. Дело это доверили молодым специалистам, девушки в прошлом году окончили иконописную школу. Это их первая серьезная, не студенческая работа. Они усердны, терпеливы и талантливы.

Выбор места реставрации и специалистов был предопределен. Тобольск – древнейший и крупнейший православный центр Сибири. А иконописная школа при Тобольской духовной семинарии - одна из сильнейших. На работу получено и благословение правящего архиерея Салехардской епархии – владыки Николая.


Новости культуры