25.01.2016 | 18:37

25 января 1942 года в городе Молотов состоялся спектакль Ленинградского театра "Пламя Парижа"

25 января 1942 года в городе Молотов (ныне Пермь) состоялся спектакль Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) в эвакуации «Пламя Парижа». Знаменитый балет Василия Вайнонена «Пламя Парижа» выдержал три редакции. Акцент, сделанный на героический мужской танец, точно соответствовал идеалам социалистической революции. Балет, в котором летели королевские головы и свергалась монархия, особенно любил Сталин. В партии Пуатье – легендарная Галина Уланова. «Галина Уланова – не только великая балерина, но и великая актриса, – сказал о ней балетмейстер Джордж Баланчин. – Магия ее искусства такова, что когда смотришь балет с ее участием, не видишь профессиональных деталей: сколько она сделала вращений, насколько высоко прыгнула. Захватывает драматический образ, созданный актрисой на сцене, и каждое балетное па в ее исполнении, окрашенное мыслью и чувством, работает на создание роли». Профессия балерины Улановой досталась по наследству. Классический танец она изучала в классе своей матери, потом у Агриппины Вагановой. С детства привыкла к станку и палочной дисциплине. В конце войны она уже была солисткой Большого театра. На сцене Большого Галина Уланова исполнила ведущие партии во многих балетах классического и современного репертуара. Особенно удавались ей роли лирико-драматического плана – Жизель, Одетта-Одиллия, Мария. Когда балетмейстер Леонид Лавровский задумал ставить балет на музыку С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», для него не было сомнений, кто воплотит на балетной сцене образ шекспировской героини, – Уланова! Балерина в роли Джульетты потрясала глубиной и искренностью переживания. Во время легендарных гастролей Большого театра в Лондоне в 1954 году британская пресса восторженно писала, что Уланова – лучшая Джульетта, которую когда-либо доводилось видеть соотечественникам великого драматурга.

В годы Великой Отечественной войны Галина Уланова выступала не только в Молотове, но и с труппой Большого театра, который находился в эвакуации в городе Куйбышеве (ныне Самара). В его труппу балерина была переведена в 1944 году по решению руководства страны. В Молотове театр имени Кирова находился в эвакуации около трех лет и весной 1944 года, после снятия блокады Ленинграда, вернулся домой, на родную сцену. В коллекции Пермской художественной галереи остался портрет Галины Улановой, выполненный в 1942 году живописцем Виктором Орешниковым, также находившимся в эвакуации.

В рамках проекта «Большой балет» солисты Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Мидори Тэрада и Коя Окава исполняют па-де-де Жанны и Филиппа из балета «Пламя Парижа» в хореографии Василия Вайнонена. В исполнении Игоря Цвирко из Большого театра – вариация Филиппа.

INSTAGRAM ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Все материалы о проекте "Большой балет"

Видео проекта "Большой балет"

Результаты второй программы проекта "Большой балет"