10.02.2011 | 10:41

Берлинский кинофестиваль открывает лента братьев Коэнов

Первый в календаре «высшей кинолиги». Сегодня стартует 61-й Международный Берлинский кинофестиваль. Премьера вестерна братьев Коэнов «Железная хватка» откроет смотр, который принято считать главным пропагандистом политкорректности и первооткрывателем новых имен и кинотерриторий. В охоте на «Золотых и Серебряных медведей» примут участие 16 лент. Темы – от мирового финансового кризиса до албанской вендетты. Среди претендентов на призы и российская картина. Фильм Александра Миндадзе «В субботу» посвящен трагедии Чернобыля. Рассказывают «Новости культуры».

 

61-й Берлинский – уже один из самых скандальных, еще до открытия - явил сразу два козыря – политика – несмотря ни на что фестиваль поддерживает оппозиционного и осужденного иранского режиссера Джафара Панахи. Потом разыграл вторую карту – гламур, на фестивале ждут Деми Мур и Кевина Спейси. Вне конкурса - классики Вендерс и Херцог, оба с модным форматом – 3Д.

«У любого фестиваля есть две задачи, которые друг другу противоречат. Одна задача побольше - собрать прессы, желтой, особенно телевизионщиков, просто публики, для этого зовут звезд. Другая задача -открывать новые имена, искать новые тенденции», - рассказывает кинокритик Антон Долин.

Столько лет держащий оборону Берлин вдруг второй год подряд в конкурс берет российского режиссера. Фильм Александра Миндадзе «В субботу» – о той, страшной субботе, 26 апреля 86-го, Германия тоже помнит очень хорошо - после взрыва на Чернобыльской АЭС в Западной Европе не появилось ни одной новой атомной электростанции. Но поймет ли - героя, его поступки, такие отчаянно русские.

«Это абсолютно российская картина, ментально наша картина, это особенность нашей жизни, и мое волнение – вдохнули мы это туда или не вдохнули, а уж насколько это близко или не близко западной публике, это интересно, но это проблема этой публики», - считает режиссер Александр Миндадзе.

Снятый на российские, украинские и немецкие деньги, «В Субботу» – это первый день после аварии, выходной, нарядные туфли, 16 свадеб, жизнь, бьющая и яркая, только он, один из немногих знает – смерть уже близко, мог бы сбежать - спасти себя, мог рассказать о катастрофе, не бежит и не рассказывает. Российские критики, всего лишь по этим, минутным фрагментам, фильм Миндадзе уже называют одним из самых сильных.

«Главным образом, что бы мне хотелось сказать для людей, которые будут смотреть этот фильм, которые потом посмотрят, чтобы в них что-то отозвалось, чтобы они поняли что-то главное и поняли про себя», - говорит актер Антон Шагин.

«В Субботу» покажут в понедельник – 14 февраля, в Берлине это вообще - российский день. В параллельной программе «Панорама» - мировая премьера нового фильма Александра Зельдовича «Мишень». То ли фарс, то ли триллер, то ли Россия, то ли Китай, в 2020-м – это вообще словно Китайская Русь, столичная элита, конечно, всемогущая, но желающая еще большего – вечной молодости. За этим, казалось бы, невозможным отправляется в место с мощным запасом энергии – это и есть «Мишень».

«Вопрос, что из этого из тебя полезет после этого, хорошее или плохое, потому что, как сказано в картине, после этого все начинает расти, и не только волосы, а все. Они выглядят моложе, лучше, у них нет старости, но при этом их начинает разрывать», - объясняет режиссер Александр Зельдович.

Охоту на «медведей» открывают 16 режиссеров. Великий и ужасный венгр Бела Тарр, ни один его фильм у нас не показывали, уж слишком длинные. Берлин взял в конкурс его «Туринскую лошадь» – о той самой, которую обнял философ Ницше, а потом стал сходить с ума. Актер Ральф Файнс впервые в качестве режиссера – по Шекспиру снял «Кориолан», так, чтобы зрители, говорит, ерзали на сиденьях.

Усидит ли на месте главный зритель – Изабелла Росселлини, она возглавляет жюри – никто не рискнет предсказать – что на уме у той, которая один из своих последних фильмов посвятила личной жизни насекомых.

Все материалы о "Берлинале-2011">>>