25.01.2016 | 14:19

Илзе Лиепа: Выпрямляя спину, выпрямляем душу (Труд)

Народная артистка России, балерина, педагог Илзе Лиепа в представлении не нуждается. Ее знают и тонкие ценители танцевального искусства (одна только роль Пиковой дамы в спектакле, поставленном для нее великим Роланом Пети, чего стоит!), и широкая публика, знакомая с ее оригинальной системой гармоничного физического и духовного развития человека. В нынешнем сезоне Илзе Лиепа взялась вести телевизионный конкурс «Большой балет», который вернулся на экраны после трехлетнего перерыва.

— Илзе, как вы ощущаете себя в роли телеведущей?

— У меня был опыт ведения программ на Первом канале вместе с Владимиром Познером (шоу «Болеро», объединившее балетных танцовщиков и фигуристов. — прим.). Когда ты в кадре и рядом такой маститый партнер, требуется особая сосредоточенность, цепкость в мыслях, хорошая реакция. Кажется, я многому тогда научилась. Что касается передачи «Большой балет», то это очень близко и к моему профессиональному миру. Артисты, которые в ней участвуют, мне интересны, уровень балетных школ (и не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и других российских городов) очень высокий. Моя роль — поддержать артистов, быть мостиком между ними и судьями. Надеюсь, проект служит развитию балета в России.

— Вы давно обучаете детей. Расскажите о ваших воспитанниках.

— Девять лет назад мы с Марией Субботовской открыли нашу первую школу в подмосковной Жуковке. Сейчас у нас работают две школы в Москве, две в Подмосковье, а в сентябре 2015-го открылась школа и в Санкт-Петербурге, в рамках Международной академии музыки Елены Образцовой. Всего в них обучаются более трех сотен ребятишек. Когда начинали, к нам приходили малышки трех-пяти лет. Многие до сих пор с нами, но сейчас это уже 12-13-летние барышни с прекрасной осанкой, умеющие красиво двигаться, владеющие своим телом. А некоторые решили стать профессиональными балеринами и поступили в Московскую государственную академию хореографии.

Впрочем, меня увлекает и работа в фонде «Культура — детям». Среди проектов фонда — всероссийский фестиваль-конкурс «Волшебная туфелька», объединяющий детские коллективы всех танцевальных направлений. Начинали мы этот проект шесть лет назад. Чтобы отыскать интересные коллективы, ездим по стране — я, например, побывала в Кузбассе, на Алтае.

Не могу не отметить и наш проект «Балет — моя профессия!». Если обучение в наших балетных школах платное (иначе мы не смогли бы содержать их на высоком профессиональном уровне), то этот проект — бесплатный, за что мы должны благодарить попечителей фонда. Его цель — найти талантливых детей шести-восьми лет и подготовить их к поступлению в хореографические академии.

А еще возрождаем культуру кадетских балов, обучаем ребят историческому танцу. В XIX веке говорили: «Выпрямляя спину, выпрямляем душу». Эти слова ничуть не устарели и в веке ХХI.

— О вкусах надо спорить? В прошлом году наделала шума история с попавшим в интеренет эротическим танцем девочек из оренбургской танцевальной студии. Не зря ли встревожились ревнители строгого вкуса?

— Не зря! Честно говоря, я даже ввела бы цензуру на постановки для детской самодеятельности. Мы же не учим ребенка читать на таких взрослых произведениях, как «Мастер и Маргарита». А тут мы порой видим, как пятилетние дети танцуют танец живота. Такое недопустимо. Вот, кстати, еще одна задача нашего фестиваля «Волшебная туфелька» — он должен уделять внимание и педагогам, ведь у некоторых явно не хватает профессиональной подготовки и человеческой зрелости, чтобы правильно ставить задачи детям.

— А ваша дочь собирается быть балериной?

— Надюше через два месяца исполнится шесть лет. Она тоже учится в нашей школе и, конечно же, хочет стать балериной. Очень любит танцевать, рисовать, слушать музыку.

— Надя — чудесное русское имя. А почему вас родители назвали так необычно?

— История простая, но романтичная. Родители познакомились во время съемок фильма «Илзе» латышского режиссера Роланда Калныньша, где мама играла главную роль. Так что вопроса, какое имя давать девочке, родившейся от этого союза, не возникало.

— Вашему отцу, великому танцовщику Марису Лиепе, удавались героические партии. А кто ваш герой, каким он должен быть?

— Во-первых, мой отец танцевал не только героические партии. Он, например, был прекрасным Альбером в «Жизели» и Ферхадом в «Легенде о любви». Что касается моего героя, то это Александр Невский, воплощение мужества, веры и любви к родине.

— Есть ли у вас идеал балерины?

— Восхищаюсь Анной Павловой, Галиной Улановой, Майей Плисецкой. Павлова с ее «Умирающим лебедем» — непревзойденный образец поэзии и романтики. Уланова — пример высочайшей отточенности танца и совершенства художественного образа. А в Плисецкой поражает ее уникальная магнетическая сила. Нашей семье посчастливилось близко знать Майю Михайловну. Мой брат Андрис был постановщиком всех ее творческих вечеров на протяжении последних двух десятков лет. Ее неожиданный уход из жизни — самое сильное потрясение, которое принес 2015 год. А то, что Андрис доверил мне чтение отрывков из книги Плисецкой на вечере ее памяти в Большом театре, воспринимаю как знак, посланный ею самой.

— У вас прекрасные отношения с братом. Неужто никогда не ссорились?

— Ссорились, конечно — но только в детстве и из-за пустяков. Я рано поняла, что Андрис в нашей семье и в профессии — лидер. Из этого поколения знаю только двоих, кто так глубоко проник в тайны балета: Андрис и Николай Цискаридзе. Мой брат был потрясающим танцовщиком, премьером в Большом, Мариинском театрах, танцевал в труппе Михаила Барышникова в Нью-Йорке. А потом возглавил фонд имени нашего отца и стал создавать проекты, главный из которых — «Русские сезоны XXI века». Восстановил легендарные постановки антрепризы Сергея Дягилева — балеты Михаила Фокина «Жар-птица», «Шехеразада» и «Петрушка».

Кстати, Андрис — еще и автор статуэтки, ставшей наградой в нашей «Волшебной туфельке». Дар скульптора ему передался от отца, который прекрасно лепил. Однажды Андрис нашел в коллекции отца рисунок ножки Анны Павловой в трех ракурсах и придал ему объем. Я пришла в восторг и забрала это изваяние, а потом профессиональный скульптор сделал по нему бронзовую отливку. Теперь эта ножка — и эмблема конкурса, и его главная награда.

— «Русские сезоны» возникли из идей художественного объединения «Мир искусства». Илзе, кто ваш любимый художник?

— Одного не назову, а двух, пожалуй: Врубель и Эль Греко. Несмотря на то что между ними 300 лет разницы и один творил в Испании, а другой в России, у них много общего: мистика, экзальтация, преобладание духовного содержания над материальной формой.

— Вы очень красивая женщина. Не поделитесь секретами?

— Советов можно давать множество, а суть их одна: умеренность. Во всем — и в еде, и в занятиях спортом... Кто интересуется подробностями, рекомендую свою книгу «Метод Лиепа», которая родилась как сумма ответов на часто задаваемые вопросы о красоте, молодости и здоровье. Там вы найдете не только мои рецепты и разработанную программу тренировок, но и диск с упражнениями, которые можно делать в домашней обстановке, без тренера.

— Года полтора назад вы удивили публику тем, что стали еще и автором «Театральных сказок». Что послужило импульсом?

— Однажды для газеты, которую издает наш фонд, потребовалось сочинить сказочную историю. Попросили меня — и сами собой написались слова: «Жили-были балетные туфельки...». Так появилась сказка про пуанты, которые думали, что им суждена долгая жизнь на сцене, а оказалось, что их хватило только на одну репетицию. За первой сказкой попросилась на свет вторая, за ней — третья, четвертая: Потом это вдруг прекратилось. Возможно, потому, что дочка Надя подросла? Может быть, когда-нибудь истории ко мне еще вернутся, но, наверное, они будут уже более взрослые. А пока с моими сказками связан еще один большой проект, который проводится Московской филармонией с участием симфонического оркестра радио «Орфей», детей из моих школ и студий творческого развития Константина Хабенского: мы ставим спектакли по моим сюжетам. Надеюсь, что для детей это прекрасная возможность окунуться в мир театра, музыки, игры.


http://www.trud.ru/article/23-01-2016/1333358_ilze_liepa_vyprjamljaja_spinu_vyprjamljaem_dushu.html