26.01.2016 | 10:49

Идут съемки спектакля Бориса Эйфмана Up and Down

В петербургском ДК имени Ленсовета полным ходом идут съёмки спектакля Бориса Эйфмана Up and Down. Премьера постановки по мотивам романа Фицджеральда «Ночь нежна» состоялась около года назад. Теперь хореограф решил перенести спектакль на киноплёнку.

Считать шаги, чтобы никто, говоря языком киношников, не вывалился из кадра, помогает сам мастер. От артистов Борис Эйфман требует безупречного исполнения. Одну сцену могут снимать несколько часов.

Фильм-балет Up and Down Эйфман поставил по роману Фицджеральда «Ночь нежна». Критики называют его трагической и одновременно ослепительно яркой хроникой духовной гибели человека. Успешный психиатр Дик Дайвер влюбляется в свою пациентку Николь, девушку из богатой семьи, которая постепенно преодолевает свое безумие. В то же время сам Дик, поверив в красивую, беззаботную жизнь, изменяет своему призванию лечить людей и  постепенно из высшего общества опускаться на самое дно.

«Этот спектакль многоликий, очень такой интересеный для кино. Там есть тема психоанализа, есть тема погружения во внутренний мир человека, раздвоения личности, то есть такие, я бы сказал, киноприемы, которые в кино даже можно выразить более ярко, чем на сцене», - говорит Борис Эйфман, художественный руководитель Санкт-Петербургского академического театра балета. 

За тем, как выстроен кадр, следит Юрий Шайгарданов. Известный кинематографист работал над такими картинами, как «Собачье сердце» Владимира Бортко или, например, «Страна глухих» Валерия Тодоровского. Но и он признает, что снимать балет гораздо сложнее, чем просто художественный фильм.

«Верх нельзя брать, кулисы нельзя брать, низ нельзя брать, обратных точек нет, все достаточно в одной плоскости. Конечно, сложно», -  признается оператор-постановщик фильма-балета Up and Down Юрий Шайгарданов. 

У Бориса Эйфмана это уже пятый фильм-балет. До этого сняли «Анну Каренину», «Евгения Онегина», «Родена», «По ту сторону греха». За это время, говорит маэстро, даже изучил новую для себя профессию - теперь смотрит на экран не только как балетмейстер, но и как видеомонтажер.

С балетом Up and Down труппа объехала половину земного шара, и везде театр ждали восторженная пресса и восхищение зрителей. Казалось бы, партии отточены до совершенства, но, как признавались артисты, трудно исполнять джазовые танцы, не чувствуя энергетику полного зала. Некоторые учились не зажиматься перед камерой, которая, как известно, видит малейшую фальшь. Олег Габышев, исполнитель роли Дика Дайвера, долго репетировал финальную сцену, когда его герой сходит с ума. Как лучше сыграть, советовался с киноактерами.

«Я недавно познакомился с таким актером, как Максим Аверин, и он мне посоветовал, что на крупных планах нужно минимум играть, именно внутренняя игра должна быть, не лицевая, а именно внутренняя. Это очень дельный совет», - отмечает Олег Габышев, солист Театра балета Бориса Эйфмана, исполнитель партии Дика Дайвера.  

Финальная сцена еще впереди. Сейчас отсняли только половину материала. Двух съемочных недель катастрофически мало, сетуют в труппе, но выбиваться из графика нельзя. И тогда еще одна постановка Театра балета Бориса Эйфмана продолжит жизнь уже не на театральных подмостках, а на большом экране.

Новости культуры