10.02.2011 | 11:19

Танцовщики Гранд-Опера – снова в Москве. Спустя 20 лет

Большой театр четырежды принимал у себя балет Парижской Национальной оперы – в 1958-м, 70-м, 77-м и 91-м годах. И каждый такой визит становился событием с большой буквы. Сегодня, впервые за последние 20 лет, танцовщики Гранд-Опера – снова в Москве. В афише гастролей – легенды мировой хореографии XX века. Полнометражная постановка всего одна. «Парк» Анжелена Прельжокажа покажут «под занавес», 17 февраля. А открывает программу на Новой сцене Большого - вечер одноактных балетов, которые в разное время поставили Серж Лифарь, Морис Бежар и Ролан Пети. Рассказывают «Новости культуры».


В коридорах Большого - шпаргалки на французском. Расписания класса, даты спектаклей, имена исполнителей, контейнеры с костюмами. Наконец-то балетная труппа Парижской оперы в Москве. Артисты времени даром не теряют, разогреваются перед выходом. Это первая репетиция с оркестром. Эмили Козетт сцену Большого знает. Танцевала здесь и была номинирована на премию «Бенуа де ля Данс».

На гастролях у нее вариация в «Сюите в белом» Сержа Лифаря. В Москве этот балет видели сорок лет назад. Перед классом Эмили не упускает возможность прогуляться по Красной площади и узнать побольше о русских коллегах.

Эмили Козетт, солистка балетной труппы Парижской Оперы (Франция): «Я танцую в балетах, которые показывают французскую школу, французский стиль. Мне сложно охарактеризовать эту манеру, потому что я нахожусь в стране, где сильны традиции русской школы. Особенно уникально пор-де-бра - руки и корпус. Может быть, после окончания гастролей вы скажете, в чем особенность французского стиля».

«Сюита в Белом» - постановка нашего соотечественника Сержа Лифаря, покинувшего Россию на подножке поезда после революции. Он танцевал у Дягилева, был директором Парижской оперы. «Сюиту» поставил в сорок третьем. «Арлезианка» - тоже классика. Пети вдохновлялся музыкой Бизе и пьесой Доде. В танце рассказал историю несчастной любви, которая не сходит с афиши Парижской оперы почти пятнадцать лет.

Бриджит Лефевр директор балетной труппы Парижской Оперы (Франция): «Мне хотелось показать не академические постановки и не модерн, а неоклассический балет, охватывающий собой половину двадцатого века. «Сюита» – конечно, демонстрирует французский стиль. Техническую чистоту исполнения и исключительную четкость».

Пока французы собирались в Москву, Большой не раз выступал на сцене Парижской Оперы. В прошлом году, минуя Москву, французы добрались до Новосибирска. То, что не удалось Наполеону, удалось артистам - они покорили Сибирь. Теперь на очереди Москва. Имя Жозе Мартинеза на афишах Большого мелькает с девяностых. Танцевал на исторической и на новой сцене.

Жозе Мартинез, премьер балетной труппы Парижской Оперы (Франция): «Я всегда чувствую особенную обстановку здесь. Русская публика не просто любит балет, а хорошо разбирается и знает это искусство. И это еще подхлестывает нас максимально отдаваться на сцене и танцевать изо всех сил».

«Болеро» Бежара – главный козырь. Под музыку Равеля на круглом большом столе этот балет танцуют только французы. Исключение было сделано самим Бежаром русской примадонне Майе Плисецкой.

Балету полвека. Существует мужская и женская версия. В Москве увидят обе. Партию мелодии по очереди будут танцевать Мари-Аньес Жило и Николя Ле Риш.