26.01.2016 | 18:57

26 января 1850 года в Петербурге Жюль Перро и Мариус Петипа возобновили балет "Жизель"

26 января 1850 года в Санкт-Петербургском Большом Каменном театре балетмейстеры Жюль Перро и Мариус Петипа возобновили балет «Жизель» на музыку Адольфа Адана. «Жизель» – один из самых репертуарных балетов – тесно связан историей своего создания с Петербургом. В 1840 году известный французский композитор Адольф Адан возвратился в Париж из Петербурга, куда он поехал за Марией Тальони – выдающейся французской танцовщицей, выступавшей в русской столице с 1837 года. В Петербурге он создал для Тальони балет «Морской разбойник», в Париже полный новых впечатлений и надежд на будущее, сочинял музыку к своему новому балету «Жизель» по легенде, пересказанной великим Генрихом Гейне. Хотя официальным балетмейстером считался Жан Коралли, все основные хореографические партии поставил Жюль Перро. Но его имя не было даже упомянуто на афише балета, премьера которого состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже. В главной партии – прославленная итальянская балерина Карлотта Гризи.

Успех был ошеломляющий и превзошел все ожидания. Критики объявили «Жизель» величайшим балетом своего времени, а исполнительницу главной партии немедленно возвели в статус звезды. Литератор Жюль Жанен писал в рецензии: «Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом». А автор либретто Теофиль Готье описал танец Карлотты Гризи как «искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем».

В России премьера «Жизели» состоялась на сцене петербургского Большого театра 18 декабря 1842 года. Балетмейстер Антуан Титюс не утруждал себя размышлениями об образах спектакля и перенес парижскую постановку. Хотя и внес некоторые перемены в танцах вилис, отказался от вставного дивертисмента – праздника виноградарей. Охотники не выезжали на лошадях, как в Париже, и ни одно сообщение не указывало на использование машинерии во втором акте.

Потом имя Титюса исчезло из афиш «Жизели», его место в театре занял Жюль Перро. Ему принадлежали дальнейшие перемены в спектакле – вставка па-де-труа и окончательная купюра сцены крестьян. Ставить танцы ему помогал Мариус Петипа, вместе с которым они и возобновили балет в январе 1850 года.

Во второй программе проекта «Большой балет» па-де-де из балета «Жизель» исполняла питерская пара из Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев. Следующий выпуск «Большого балета» – 30 января в 20:30.

INSTAGRAM ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Все материалы о проекте "Большой балет"

Видео проекта "Большой балет"

Результаты второй программы проекта "Большой балет"