26.01.2016 | 20:11

В Царском Селе выставлены шедевры живописи XVIII – начала XIX веков

Шедевры живописи XVIII – начала XIX веков представлены на выставке «Взгляд из прошлого», которая открылась в музее-заповеднике «Царское Село». Это полотна из частной коллекции, которая могла бы составить гордость любого государственного собрания. В экспозиции – работы русских и зарубежных художников, живших в России. Многие из них были приглашены к царскому двору, чтобы писать портреты русских императоров и знатных особ.

Двадцать девять портретов русских и зарубежных мастеров, творивших в России с середины XVIII века до начала XIX, входят в собрание семьи Карисаловых. Коллекция способна впечатлить самых требовательных знатоков русской портретной живописи. Полотна Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Карла Брюллова, Кипренского и Тропинина. Портрет Петра Первого кисти Яна Купецкого считается одним из самых достоверных изображений царя-реформатора. На полотне Ризенера изображена фаворитка великого князя Константина Павловича Жозефина Фридрихс с сыном, названным в честь деда Павлом.

«Эта коллекция, пусть небольшая по составу, демонстрирует такую полноту и многозначность – остается только умиляться и даваться диву», – прокомментировал заведующий Отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Русского музея Григорий Голдовский.

Кульминацией в Царском стала передача заповеднику картины Григория Чернецкого «Молитва Александра Первого у гробницы Александра Невского накануне отъезда в Таганрог». До войны картина находилась в Екатерининском дворце и была вывезена оккупантами. Несколько лет назад она появилась на одном западном аукционе. Музейщики тогда не смогли ее выкупить. Казалось, полотно, ушедшее в частные руки, было потеряно навсегда. Но Михаил Карисалов нашел коллекционера, участвовавшего в немецком аукционе, и предложил ему новую сделку.

«Само появление этого полотна – когда мы опечалены, что не купили его на аукционе, в сердцах сказали: "Ну, может быть, оно вернется", – проходит два года, и картина возвращается – это, конечно, потрясающе», – призналась заместитель директора музея-заповедника «Царское Село» по учету и хранению Лариса Бардовская.

С 2012 года с помощью Карисалова музей приобрел около 30 произведений искусства, исторически связанных с Царским Селом. Выставка живописи в Большом Тронном зале, который хорош сам по себе, с акцентами, задуманными Растрелли – исключение из общей музейной практики.

«Эти портреты, если вы взглянете, – парят в воздухе, они не нарушают активную барочную отделку нашего самого главного зала», – отметила директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

В окружении зеркал венценосцы чувствуют себя комфортно. Особую значимость событию сумело придать естественное светило, живо интересующееся персонами в оконных проемах Большого зала.

Решение о размещении портретов в большом зале Екатерининского дворца смелое и одновременно рискованное. Прежде всего, по причине затрудненного восприятия в контровом свете. В течение дня солнце движется вокруг дворца и поочередно высвечивает героев этой экспозиции.

Новости культуры