27.01.2016 | 16:36

68 лет исполняется сегодня Михаилу Барышникову

Сегодня исполняется 68 лет Михаилу Барышникову, одному из немногих русских артистов, оказавших влияние на развитие и судьбу мирового балета. Его называют – «гением мужского танца» и «живой легендой мирового балета». Сам он утверждает: «Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого».

Заниматься балетом он начал в 12 лет в Рижском хореографическом училище у педагога Юриса Капралиса в одном классе с Александром Годуновым, будущим солистом Большого театра и Американского театра балета. После переезда из Риги был принят в Ленинградское хореографическое училище (ныне – Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) в класс Александра Ивановича Пушкина, учившего Рудольфа Нуреева. По окончании училища Михаил Барышников поступил в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский театр), на сцене которого и начался его профессиональный взлет. Его несомненный талант сразу признали все: славу и ведущие партии в спектаклях принесли не только уникальные данные – безупречная координация движений, легкость прыжков, – но и удивительный артистический дар. Несмотря на признание, артист начинает понимать, что судьба танцовщика в Советском Союзе почти такая же, что у крепостных актеров. И принимает решение уехать на запад. «Побег» помог организовать бывший танцовщик Кировского театра Александр Минц, пригласивший своего коллегу в труппу Американского театра балета. В 1974 году в составе труппы Большого театра Барышников едет в Канаду и вслед за сбежавшим в 1961 году Рудольфом Нуреевым становится «невозвращенцем». Через месяц Михаил Барышников впервые предстает перед американской публикой – балет «Жизель» на сцене «Метрополитен-опера». После окончания спектакля под восторженные аплодисменты публики занавес поднимали 24 раза. Звезда Барышникова в США взошла мгновенно – он освободил русскую школу классического балета от оков консерватизма и довел ее до блистательного совершенства.

В эмиграции Михаил Барышников танцует в лучших труппах (American Ballet Theatre, New York City Ballet) на ведущих сценах и площадках, работает с именитыми балетмейстерами (Джордж Баланчин, Джером Роббинс и другие), создает множество собственных проектов, в том числе и в другой танцевальной манере. Вместе с американским хореографом Марком Моррисом в 1990 году Барышников основал коллектив «Танцевальный проект "Белый дуб"» (White Oak Dance Project), специализирующийся на танце модерн, которому танцовщик отдается полностью. Большое место в его жизни занимают сольные одноактные балеты без конкретного сюжета. В пятом туре проекта «Большой балет» (в эфире - 13 февраля) каждый участник будет выступать сольно. В репертуаре конкурсантов представлены партии и танцевальные номера мэтров хореографии ХХ и XXI века. В программе представлена хореография Мариуса Петипа, Александра Горского, Леонида Якобсона, Касьяна Голейзовского, Василия Вайнонена, Ролана Пети, Дмитрия Антипова, Сергея Боброва и других балетмейстеров.

Помимо балета, Михаил Барышников увлекается фотографией, выставки его работ неоднократно проходили в разных городах мира, снимается в кино и на телевидении, выходит на сцену в драматических постановках, возглавляет собственный центр искусств «Baryshnikov Arts Center». Сегодня Барышников находится в превосходной профессиональной форме, а в его глазах все тот же интерес к жизни и человеку.

INSTAGRAM ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Видео проекта

Результаты первой программы проекта "Большой балет"

Одноактные балеты и миниатюры хореографов XX и XXI века - тема третьего тура "Большого балета"

"Смысл балета – обмен энергетикой". Интервью Илзе Лиепы

Брижит Лефевр: "Прелесть балета в балансе между тончайшими деталями"

Илзе Лиепа: Балет идет в ногу со временем, не теряя одухотворенности

Андрейс Жагарс: "Большая удача, что удалось собрать так много разных хореографов"

Все материалы о проекте