27.01.2016 | 10:31

Экспозицию "Россия в пути" готовит Институт реалистического искусства

Еще полтора века назад идея создания сети автомагистралей, охватывающей всю территорию страны, выглядела абсолютной утопией. А сегодня также невозможно представить себе мир без скоростных средств передвижения. Бурное развитие технологий вдохновляло художников, художественная фантазия, в свою очередь, нередко находила конкретное воплощение в технических новинках. О взаимовыгодном процессе расскажет выставка, которую готовит Институт русского реалистического искусства. Проект получил название - «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем».

Четыре месяца назад эти картины отправились в путь – покинули родные стены российских музеев. Первым пунктом назначения стал Рим. Именно после аншлага в Италии экспозицию решили показать и в Москве. Гостем выставки «Россия в пути» стал министр культуры Владимир Мединский. Здесь более 60-ти работ тех, кто уловил ритм советской эпохи и передал его движение, показал, чем восхищалась и о чем мечтала большая страна – дороги, небо, космос.

«На западе соцреализм воспринимают как пропагандистское искусство, но это не так. Здесь чувствуется и интерес к каждодневной жизни, за которой итальянцам очень интересно наблюдать», - отметил куратор выставки, глава отдела культуры и науки Plazzo delle Esposizioni Маттео Лафранкони (Италия).

Например, глазами пассажира кабриолета. ГАЗ-А – первый советский легковой автомобиль, выпущенный в 1932 году. После Октябрьской революции искусство обновляет пластический язык. «Героями» художников становятся производственные механизмы, машины, мчащиеся по городским улицам, взмывающие ввысь дирижабли и «аэропоезда». Попытка людей подчинить себе воздушную стихию - и на полотне Александра Дейнеки.

«Название картины "В воздухе" отражает не только сюжет, идею того, что изображено. Мне кажется, это название отображает состояние человека – он находится в воздухе. При правильной подачи этого произведения, ты, действительно, теряешь ощущение реальности и ощущение некой твердыни», - говорит директор Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки Игорь Припачкин.

После войны, с началом освоения целины, появляется новая тема – «дорожные разговоры». Шумный и тесный плацкарт или тихая уединенность купе – железная дорога не только символ прогресса, но и аллегория человеческой жизни. Любимые герои соцреалистов – и пассажиры метро. Картину «На эскалаторе» Григорий Шегаль заканчивал в эвакуации в 1943 году и мечтал после Победы вновь спуститься в столичную подземку.

«Московское метро – особое место для каждого жителя страны. Когда в 30-е годы метро открылось, все приезжали из разных уголков страны, чтобы посмотреть на это чудо. Художник был в полном восторге, что увидел», - рассказывает заместитель директора Государственного художественного музея Алтайского края по научной работе Наталья Царёва.

Оттепель, ослабившая диктат в культуре, пробудила к жизни новую тему в изобразительном искусстве. Художники устремляются на Север и открывают «поэзию» сурового края, его быта и нравов. На полотнах – лодки и плотины, комбайны и КАМАЗы. А еще это эпоха покорения космоса. Благодаря Юрию Гагарину фантастические полеты стали реальностью. На выставке – почти вековая история страны, которую, как оказалось, можно рассказать и через призму развития транспорта.

Новости культуры