22.01.2016 | 13:03

В афише Театра имени Моссовета появилось новое название

«Вы давно сидите? - Нет, я недавно. А вот вам... не знаю, сколько сидеть придется». В Театре имени Моссовета - премьера. Павел Хомский остановил свой выбор на произведении Василия Шукшина «Энергичные люди», которое сам писатель назвал «сатирической повестью для театра». В ней разговор идёт о воровстве - старинной российской болезни, о которой писал ещё Карамзин.

Эти энергичные люди вызывают двойную ностальгию: по семидесятым, когда кража пяти покрышек, которые, по Шукшину, и произведены-то не были, считалась серьезным преступлением; и по 90-м, когда казалось, что, наконец, открылась дорога малому бизнесу. Хотя очень скоро слова «предприниматель» и «бандит» срослись.

«Это время страшного дефицита, когда был разгул торговой мафии на фоне этого дефицита, - говорит режиссер Павел Хомский. - Можно считать это время, как принято говорить, совком. А, с другой стороны, персонажи Шукшина очень узнаваемы, и узнаваемы сегодня, хотя написаны много лет назад».

Художник Борис Бланк предложил осовременить жилище спекулянта Аристарха Кузькина. Воры пируют в надежном бревенчатом дворце.

«У Салтыкова-Щедрина есть замечательная фраза: "Что-то много стали говорить о патриотизме, значит, опять проворовались". Так вот, наша вилла в народном стиле - совершенно патриотическая вилла крупных воров. Поэтому картина: бревна, березы сзади, гигантское окно - все народное, прекрасное, и все они - патриоты, но воруют», - говорит художник Борис Бланк.

Энергичные люди по Шукшину – образованы, изобретательны, даже пьянствуют с выдумкой, куражась, изображая полеты журавлей и движение состава. Им бы позволить делать дело, они бы стали хорошими бизнесменами. Но в советской системе это невозможно.

Фрагмент спектакля:
«Общество живет за счет энергичных людей. Поскольку у нас равенство, Веруся, то мне не могут платить зарплату больше, чем вчерашнему жлобу, который грузит бочки. А чем же мне заместить мою инициативность? Вознаграждение никакое».

«Аристархушка мне нравится открытостью своей. Он, действительно, энергичный человек, и он свято верит, что энергичные люди, какие-то личности двигают историю. Он рожден таким. Это малый бизнес, средний бизнес, о чем мы сейчас говорим, он тогда так начинался», - объясняет народный артист России Анатолий Васильев.

Пьют, скорее, от несвободы и от того, что совесть нечиста. Каждый из этих людей, которым жена Аристарха угрожает судом и тюрьмой, просто хочет счастливой жизни. Сергея Виноградова в роли Брюхатого не узнают коллеги по театру – настолько он не похож на себя. Но это очень шукшинский персонаж - по энергетике, пластике, тону.

«Я пытаюсь искать в этом вымышленном Шреке, как я его втайне для себя называю, человеческие черты, судьбу, поскольку для меня - что Шукшин, что Салтыков-Щедрин – одно и то же. Это классика. Это какие-то люди, которые тронули вечное. И это проявление человеческого в Шреке мне интереснее всего», - объясняет заслуженный артист России Сергей Виноградов.

В «Энергичных людях» удается через прошлое разглядеть жизнь современную и ужаснуться, как колоссально увеличились аппетиты, размеры состояний, изменились вкусы и принципы тех, кого когда-то называли спекулянтами. Сегодня это слово звучит ностальгически.

Новости культуры

Читайте также:

В Театре имени Моссовета дают премьеру