21.01.2016 | 15:16

Андрейс Жагарс: "Большая удача, что удалось собрать так много разных хореографов"

Юлиан Макаров: Через несколько дней - в субботу 23 января, на нашем канале продолжится битва молодых, талантливых артистов балета. Это будет уже вторая программа нового сезона "Большого балета" – уникального проекта телеканала "Культура". Илзе Лиепа и Андрейс Жагарс – ведущие проекта – наблюдали за участниками и членами жюри и на съёмочной площадке, и за кулисами. Что запомнилось?

Андрейс Жагарс: Во-первых, мы заметили, что у жюри очень разные мнения. Например, Брижит Лефевр, которая 20 лет руководила балетом Национальной оперы в Париже, Фарух Рузиматов - его мнение иногда в корне отличалось от других, и господин Сяо Сухуа, который обожает русский балет, – ему всё нравилось. Очень интересно было как-то их объединять, провоцировать высказываться. Когда ты включаешься в процесс, на второй - третьей программе, ты уже понимаешь, что тебе самому кто-то нравится больше, кто-то, кажется, не так ярко выступил – начинаешь за них переживать, защищать. Но это нельзя выражать в тексте! Иногда мы просто должны были себя останавливать и не вникать в оценки выступающих участников, молодых артистов балета.

Юлиан Макаров: Вы театральный человек и прекрасно знаете, наверное, ещё по обучению в высших учебных заведениях, что педагоги – особенно талантливые, – когда их студенты на площадке, включаются в процесс и проигрывают всё, что происходит. Я не могу себе представить, чтобы Владимир Васильев, народный артист СССР, очень живой человек, так по-менторски рассуждал, холодно наблюдал – мне кажется, он тоже должен был включаться и, может быть, даже протанцовывать вместе с ними.

Андрейс Жагарс: Да, Васильев, был именно таким – очень яркий, всё время в прекрасном настроении. Мэтр, но чувствуется, что он радуется за молодых, нет никакой разницы поколений – что в наше время было так, а сейчас уже иначе. Он жил вместе со всеми участниками. И интересно, что когда члены жюри не могли высказать что-то словами, они вдруг вставали – и он тоже, в том числе – и начинали показывать. В этот момент ты чувствуешь, как это тело двигалось на сцене, вспоминаешь роли… Васильев – яркий тому пример, и Сяо – он показывал очень много классики. Если Васильев больше показывал какое-то эмоциональное выражение или как проявить образ, Сяо очень держался за технику, обращал внимание, что кто-то не сделал, как надо. Так что это был интересный момент. Брижит Лефевр всё время сдерживала себя. И Рузиматов тоже – он был очень эмоционален в выражениях, в высказывании, но они оба никогда ничего не показывали.

Юлиан Макаров: Впереди ещё шесть выпусков, мы за всем этим будем наблюдать. Семь пар молодых участников из разных театров России, а сколько было хореографов? Там же огромное количество тематических выпусков. И у каждой пары должно быть что-то своё.

Андрейс Жагарс: Я хочу выразить похвалы, комплименты телеканалу "Культура" - команде, которая делала эту прекрасную программу, удалось убедить, пригласить, уговорить 21-го хореографа – 11 из них зарубежные, из разных стран, – получить права на их произведения, или даже добиться того, что они приезжают сюда и ставят номера специально для молодых участников. Это, во-первых, очень важно для участников – работать с таким разным хореографическим почерком, разными личностями, и хорошо для зрителя – познакомиться со знаменитыми именами и именами молодого поколения хореографов мира.

Юлиан Макаров: Тем ценнее, что акцент сделан на совсем молодую хореографию даже с точки зрения календаря – XXI век. Когда молодые танцовщики из Большого театра, театра с громадной историей – классический образец классического балетного института – занимаются вне классического балетного мира, мне кажется, это будет интересно и зрителям, и самим участникам?

Андрейс Жагарс: Они перевоплощались. Если в классике они больше следили за техникой – и иногда мне, как актёру и режиссёру, не хватало ярких образов, – то вдруг в современной хореографии они просто перевоплощались, и те, кто казались – японцы, например, суховатыми, немножко техническими, вдруг в современной хореографии просто трогали до слёз. Так убедительно, как будто существовали совсем в другом мире. Я думаю, для всех участников это важно, и для зрителей особенно. И это большая удача программы, что удалось собрать так много разных хореографов.

По материалам программы "Главная роль"

INSTAGRAM ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Результаты первой программы проекта "Большой балет"

Брижит Лефевр: "Прелесть балета в балансе между тончайшими деталями"

Илзе Лиепа: Балет идет в ногу со временем, не теряя одухотворенности

Все материалы о проекте