21.01.2016 | 15:47

Исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося артиста балета Игоря Моисеева

21 января – 110 лет со дня рождения выдающегося артиста балета, танцовщика, балетмейстера, хореографа и балетного педагога Игоря Моисеева. За его плечами долгая, богатая событиями жизнь и блистательный творческий путь. В балетную студию Игорь Моисеев попал случайно: в класс бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой 14-летнего подростка привел отец, который панически боялся дурного влияния улицы. Мальчик оказался невероятно способным и вскоре уже постигал азы классического танца в хореографическом техникуме при Большом театре, откуда перешел в кордебалет главного театра страны. Молодого Моисеева заметил хореограф-реформатор Касьян Голейзовский и предложил юноше участвовать в своих смелых хореографических экспериментах.

В 24 года Игорь Моисеев поставил на сцене ГАБТ свой первый балетный номер, осуществил постановку танцев в операх «Турандот», «Демон», «Кармен», здесь же увидели свет балеты «Футболист» (совместно с Леонидом Жуковым и Львом Лащилиным), «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. На сцене Экспериментального театра при ГАБТ совместно с Асафом Мессерером Игорь Моисеев осуществил постановку балета «Тщетная предосторожность». За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. 27 марта 2014 года постановку «Тщетной предосторожности» осуществил Михайловский театр (хореография Фредерика Аштона, балетмейстеры-постановщики Михаил Мессерер и Майкл О'Хэйр). 6 февраля в 20:30 в рамках проекта «Большой балет» солисты Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев  исполнят па-де-де Лизы и Колена из балета «Тщетная предосторожность».

В 25 лет Игорь Моисеев становится постановщиком легендарных физкультурных парадов на Красной площади. В его распоряжении тысячи спортсменов и танцоров и неограниченные средства. Его знают Сталин, Берия, Молотов, Луначарский. В 1937 году становится руководителем созданного им ансамбля народного танца, у которого не было даже своего помещения. От топота фанатиков-энтузиастов разлетался паркет, и энергичных танцоров отовсюду выгоняли. Сложности возникали и с официальным признанием коллектива: танцевальные критики «образца 1937 года» сочли стиль нового ансамбля «неправильным» и даже «несоветским». Но Игорь Моисеев продолжал работать над созданием своего знаменитого танцевального стиля, в котором сплелись разудалая лихость народного танца и строгая исполнительская манера академического балета.

Он придумал и поставил более 300 танцевальных номеров, основанных на фольклоре разных стран. И простой народный танец он превратил в искусство – каждое выступление этого коллектива неизменно становится ярким и важным событием в мировой культурной жизни. 23 января в 14:55 в эфире телеканала «Россия К» – гала-концерт Государственного академического ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева в Большом театре. В первом отделении концерта исполняются танцы народов России и стран Ближнего зарубежья (калмыцкий танец; сюита молдавских танцев – «Чиокырлия», «Жок»; белорусские танцы «Бульба» и «Крыжачок»; хореографическая картина «Партизаны»; фрагмент хореографической картины «На катке»), во втором отделении – танцы народов мира (польский танец «Оберек»; македонский танец; сюита греческих танцев «Сиртаки»; болгарский танец; сербский танец; фламенко; сюита мексиканских танцев «Сапатео» и «Авалюлько»; танец аргентинских пастухов «Гаучо»). В финале концерта коллектив демонстрирует свою визитную карточку – русский танец «Лето».

INSTAGRAM ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Результаты первой программы проекта "Большой балет"

Брижит Лефевр: "Прелесть балета в балансе между тончайшими деталями"

Илзе Лиепа: Балет идет в ногу со временем, не теряя одухотворенности

Все материалы о проекте