21.01.2016 | 11:01

В Театре имени Моссовета дают премьеру

В Театре имени Моссовета дают премьеру. Художественный руководитель Павел Хомский выбрал сочинение Шукшина «Энергичные люди», которое сам писатель назвал «сатирической повестью для театра». Речь в ней идет о старинной российской болезни, о которой писал еще Карамзин, о воровстве. Повесть Шукшина, прочно привязанная к 70-м годам, звучит злободневно и сегодня.

Про повесть Шукшина в театре вспоминают не так часто. И вот Павел Хомский решил, что сегодня она сможет прозвучать вполне актуально.

«Это так написано, что может быть исполнено в самые разные времена. Ведь главное – не бытовые детали, а сама суть. Потому что эти герои нашего спектакля – часть некой системы, и вспоминаются все дела – рыбное, дело Елисеевского магазина. И гораздо более крупные, чем наши персонажи. К сожалению, эти персонажи достаточно живучи. И вот об этой их живучести мы и хотим рассказать, - объясняет режиссер Павел Хомский. - Это такой своеобразный должен быть спектакль-предупреждение: если вы встретитесь с этими людьми – имейте в виду, будьте осторожны».

Энергичные люди Шукшина действовали в 70-х прошлого века. Они энергичны в буквальном смысле слова – мастера на все руки, хваткие и нечистые на руку, хапуги и воры, бизнесмены эпохи социализма. Они пьют и балагурят в доме главного героя – Аристарха Кузькина. Анатолий Васильев – к досаде его жены Веры Сергеевны.

Хомский переносит действие в еще более дефицитные 90-е. Впрочем, годы здесь – понятие условное. Время идет, человеческая натура не меняется. Сейчас актеры больше всего сосредоточены на том, чтобы выглядеть живыми людьми – не архаичными персонажами.

«Волнуемся – будет ли она современно звучать. Мне кажется, что будет, потому что речь идет о главной беде нашей российской – о воровстве. Мне кажется, эта история может быть современной, если мы сумеем все это правильно сыграть», - считает народный артист РCФСР Александр Голобородько.

«Все наши проблемы от того, что мы пытаемся привязаться к нам сегодняшним, мы пытаемся искать компромисс – невольно даже, поскольку пьеса была написана не так давно, мы не можем совсем оторваться. А у него там указано: "Магнитофон Sony, 300 рублей, хорошая вещь!" Пытаемся такие вещи вымарывать из текста, а из своей души - все сомнения, потому что пьеса на самом деле – самоигральна, она представляет из себя образец комедии как таковой. Советской – не советской – это не важно», - убежден заслуженный артист России Сергей Виноградов.

Почти единственная женская роль в спектакле – жена Аристарха Вера Сергеевна. Пока идут репетиции, Маргарита Шубина признается, что играть в мужском коллективе нелегко. Приходится отвоевывать пространство для своей героини.

«Очень сложно из-за того, что именно мужской состав. Мне как женщине сложно, - признается заслуженная артистка России Маргарита Шубина. - Вот сейчас любимое отобрали. Мне нравилось письмо прокурору читать. Павел Иосифович сказал, что они его запишут. А я буду его читать. А он говорит: "Давай и мы запишем, и ты читать будешь!" Как это все вместе будет – художник имеет право увидеть. А я говорю, что это мой кусок, который я хочу сыграть. Вот сейчас, прямо на ваших глазах».

По-настоящему смешной пьесу делают, конечно, сами персонажи. Сатира Шукшина сегодня – сродни гоголевской или Салтыкова-Щедрина. Единственное, что убрали из текста, цифры: цены вещей, зарплаты – чтобы зритель не отвлекался, сверяясь с сегодняшним днем, а сосредоточился на главном.

Новости культуры