23.01.2016 | 15:08

Календарь. 23 января 2016 года

Интендант наполеоновских войск, участник Бородинского сражения, при жизни он не знал ни признания критики, ни успеха у читателей.
Он писал: «Что касается собственно идей, то лучше мне показаться некоторым людям не совсем понятным, чем другим – многословным. Эти книги созданы для немногих».
«Роман – зеркало на большой дороге. В нем отражается то лазурное небо, то грязь, лужи, ухабы. Зеркало отражает грязь, и вы обвиняете зеркало. Обвиняйте лучше дорогу с ухабами или дорожную инспекцию». Это высказывание стало квинтэссенцией нового способа письма, известного ныне как реалистический роман, или классический роман XIX века.
«Пусть мне не говорят об эволюции романа, о том, что Стендаль объясняет Бальзака, а Бальзак, в свою очередь, объясняет Флобера. Гении не происходят один от другого: гений всегда рождается независимым, – говорил Лев Толстой. – Однако, я знаю, чем обязан другим; и прежде всего я обязан двоим – Руссо и Стендалю».
Анри Мари Бейль, писавший под псевдонимом «Стендаль», родился в этот день, 23 января 1783 года.
Стендаль 1783 – 1842

Ветеран наполеоновских войн, кавалер ордена Почетного легиона, он приехал в Россию в возрасте 30 лет будучи блестящим рисовальщиком, но почти не имея никакого опыта практической архитектуры. В Петербурге он сделал головокружительную карьеру.
Стремительный взлет этого французского «дилетанта и выскочки», как отзывались о нем недоброжелатели, объяснялся смелостью и широтой замыслов. У его более опытных коллег поиск новых форм сдерживала осторожность. Он же не знал сомнений и доводил до конца самые амбициозные проекты.
230 лет назад родился Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Выдающийся зодчий, создатель знаковых сооружений Санкт-Петербурга, навсегда вписанных в силуэт города: Александровской колонны и Исаакиевского собора.
Теофиль Готье писал: «Архитектор не стремился удивить, он искал красоты, и, конечно, Исаакиевский собор – самая прекрасная церковь, построенная в наше время. Ее архитектура превосходно соответствует Санкт-Петербургу, самой молодой и новой столице».
Огюст де Монферран 1786 – 1858

В глазах благонамеренных буржуа его искусство было синонимом безобразного, а самого художника называли «сумасшедшим, который пишет картину, трясясь в белой горячке».
23 января 1832 года родился Эдуар Мане. Он не считал себя представителем импрессионизма и всегда выставлялся отдельно, но одновременно был его предтечей и вдохновителем.
Он обладал даром передавать бесконечное богатство красок и живую трепетность предметного мира. Он сумел перешагнуть существующие традиции и вдохнуть новую жизнь в изобразительное искусство.
Эдуар Мане 1832 – 1883

Луи Малль говорил, что ее лицо способно зажигаться от света на Елисейских Полях. Фассбиндер считал её абсолютным воплощением Женственности. Орсон Уэллс называл лучшей исполнительницей в истории кино. Франсуа Трюффо писал: «Она – единственная, кто способна сыграть роль, требующую и властности и смирения одновременно».
23 января отмечает свой день рождения Жанна Моро.
Актриса, чье творчество, прихотливое и непредсказуемое, не поддается никаким унификациям, выламывается из привычных схем и устойчивых амплуа.
Немеркнущая звезда, живой миф кинематографа. На родине, во Франции, ее называют просто – Гран Моро – Великая Моро.
Жанна Моро