11.02.2011 | 13:43

Хореографическая неоклассика из коллекции второй половины XX века

Уже сегодня, а в общей сложности восемь дней, сцена Большого театра в распоряжении танцовщиков Парижской Оперы, балет которой – один из мировых лидеров. Последний раз гастроли знаменитой французской труппы проходили здесь двадцать лет назад, и этим объясняется ажиотаж среди любителей балета и в кругу его знатоков. Разумеется, не только этим. В гастрольной афише - имена легендарных хореографов настоящего и прошлого. Сегодня парижане представили вечер одноактных балетов Сержа Лифаря, Мориса Бежара и Ролана Пети. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Лидер мирового балета, труппа Парижской оперы, спустя двадцать лет снова на гастролях в Большом. На сцене новое поколение артистов. В афише – неоклассика. Восьмидневный балетный марафон начался. Французам вновь предстоит доказать, что они задают тон не только высокой моде, но и классическому танцу.

Это как первое свидание. Московская публика долго ждала этой встречи, французские танцовщики долго добирались сюда. В зале артисты Большого – такое пропустить нельзя. Наталья Осипова и Иван Васильев - оба танцевали в Парижской Опере – теперь попали в руки Брижит Лефевр за кулисами своего театра. Ведущих солистов Большого она не только знает – любит…очень по-французски.

«Мы так же любим артистов Большого, как и Большой любит артистов Парижской Оперы», - говорит Брижит Лефевр.

«Здорово, что они приехали, в мае мы тоже едем к ним, - говорит прима-балерина Большого театра Наталья Осипова, - Ничего нет лучше, чем обмениваться талантами».

В Москву приехало сто человек – весь цвет Парижской Оперы здесь. Плакат на французском желает удачных гастролей. Их открывают три одноактных балета – «Сюита в Белом» Лифаря. «Арлезианка» Пети, «Болеро» Бежара. Для французов этот триптих, как наше «Лебединое».

«Болеро» Бежара, которого так боялись советские чиновники – главный козырь. Под музыку Равеля, на круглом большом столе этот балет всегда танцевали только французы. Исключение - Майя Плисецкая и испанец Жозе Мартинез.

Балету полвека. Существует мужская и женская версия. Главную партию по очереди танцуют Мари-Аньес Жило и Николя Ле Риш. «Арлезианка» Ролана Пети тоже классика. Почти «Кармен» – такая же несчастная любовь и трагический финал и все это под музыку Бизе.

«Они как-то это особенно делают, с особым шармом», - говорит премьер Большого театра Николай Цискаридзе.

Но настоящее откровение – «Сюита в Белом» Сержа Лифаря. Балерины танцуют не касаясь пуантами сцены, движения танцовщиков – синхронизированы до миллиметра. Наверное, поэтому «Сюиту» считают исключительно французским балетом.

«Здесь, как на конкурсе, надо сразу показать себя. Танец с первого па. И хотя у каждого есть собственная вариация – приходится много танцевать в ансамбле – и делать это очень четко», - говорит солистка балета Парижской Оперы Дороте Жильбер.

Их долго не отпускают со сцены. Кажется, это взаимная любовь с первого взгляда. Свет рампы и оркестровая яма, которые разделяют публику и танцовщиков, не в счет.