12.01.2016 | 12:20

Выпускники Римаса Туминаса покажут дипломные спектакли на сцене Театра Вахтангова

В Вахтанговском театре – новый проект. В этом году худрук Римас Туминас выпускает свой первый режиссерский курс в Щукинском училище. Но путёвку в новую жизнь своим студентам он решил выдать за полгода до выпуска. На Новой сцене Театра Вахтангова они покажут череду дипломных спектаклей. Войдут ли какие-то из них в репертуар, будет решено позднее. А пока Римас Туминас знакомит журналистов и самую искушенную публику с новыми именами.

Сегодня Римас Туминас представляет журналистам своих подопечных не как учеников, но как молодых коллег. Пять лет назад он рассмотрел в них нечто, что сегодня дает плоды – необычные и заметные.

Очень разные, каждый со своей интонацией, четыре мальчика и одна девочка – пять лет набирались от мастера секретов профессии – все больше на практике, наблюдая и осмысливая. И вот на пятом курсе получили царский подарок – возможность заявить о себе сразу на профессиональной сцене полноценным спектаклем. А еще задействовать в спектаклях не только вахтанговскую молодежь и студийцев, но и известных артистов.

«Они шли на это добровольно. Особенно на уровне заявок – приходили в институт, потому что тогда мы еще не всегда собирались в театре, известные артисты в аудиториях репетировали с нами, бесплатно, иногда по ночам, потому что у нас не хватило времени. И их фанатизм меня впечатлял», – рассказал студент пятого курса Хуго Эрикссен.

Хуго Эрикссен впервые в Театр Вахтангова попал еще в школе – на спектакль Туминаса «Дядя Ваня». Тогда сразу понял: здесь его место. Теперь его спектакль открывает проект «За закрытыми дверями» – по Сартру.

Анатолий Шульнев – автор спектакля «Король умирает» по Ионеско – как истинный режиссер, в нарушение регламента, просит выйти на сцену актеров своего спектакля. Он и сам успел поучиться на актерском, несколько раз пробовался на режиссуру. Попадание к Туминасу считает особым везением.

«Он мог остановить работу, мог начать репетировать на экзамене… И его замечания варьируются от мягких, интеллигентных, до жестких, даже условий. Мне кажется, все это было очень любопытным приключением», – поделился Анатолий.

Гульназ Балпеисова за годы учебы успела побыть ассистентом Туминаса на двух спектаклях. Ее диплом называется «В Париже» – размышления о любви по рассказам Бунина. Гульназ – единственная на курсе девочка.

«Римас не вмешивался. Он напоминал о теме. Чтобы ни в коем случае не забывали человека – о ком мы говорим. И что и кто ему важно. А как – это наше дело», – призналась она.

Самый немногословный участник проекта – Владимир Бельдиян. Поставил автор спектакля «Актерская гибель» по Чехову. Все ответы – в работе.

Римас Туминас молодыми коллегами явно гордится. За годы учебы они смогли усвоить главное для мастера: в театре говорить не о героях и персонажах, но о человеке.

«Они не занимаются изобретениями, вымыслами, себя выразить. Ты вырази другого: его, автора. Открой человека, проследи за его жизнью, пойми явление. Что в мире происходит? Забудь всегда про войну, стремись к миру. Вот это задача, прежде всего, режиссера – мирить, не соглашаться со смертью, не соглашаться с войной, где бы она ни была. И внутри нас – война. То есть все искоренять, все своей волей сделать. Это миссия. Это не игра в театр – это больше. Это уже предназначение», – прокомментировал он.

Дипломные спектакли – визитная карточка начинающего режиссера. Этой пятерке точно будет что предъявить при выходе в профессиональный мир. Куда пригласят работать, будет ясно только летом. А пока билеты на предстоящие дипломные просмотры оказались проданы.

Новости культуры