11.01.2016 | 19:56

К 90-летию Эрнста Неизвестного приурочена выставка в Манеже

Выставка под названием «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж» приурочена к 90-летию мастера. Представлены более ста его работ, в том числе редкие для частных коллекций монументальные скульптуры. Под стать им и личность автора – одного из самых мощных и неординарных художников ХХ века, недостаточно известного на собственной родине.

Эта экспозиция - авторский проект друга и соратника Эрнста Неизвестного, коллекционера Феликса Комарова. Все экспонаты принадлежат ему, он же автор концепции и куратор выставки. Более 20 лет Комаров живёт в Америке и все эти годы занимается искусством. Он - основатель знаменитой галереи Russian world gallery, расположенной неподалёку от Музея Гуггенхайма и МоМа. Одними из первых в собрании Комарова появились работы Неизвестного.

«Вторым, третьим мне позвонил Неизвестный, встретился со мной, мы с ним поговорили минут десять. За десять минут мы решили все. Как мы решили, так они и оказались путевой картой», - говорит коллекционер Феликс Комаров.

Выставка в «Манеже» открывается фотохроникой знаменитого скандала, разразившегося здесь же в 1962 году. Тогда первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, осматривая выставку, назвал искусство Неизвестного дегенеративным и возмущался, почему скульптор искажает так лица людей. После смерти Хрущева Неизвестный создал памятник на его могиле. На вопрос «зачем», ответил: «Художник не должен быть злее политика, я его простил». Искусство Неизвестного мощное и экспрессивное, трудное и часто тяжелое. Оно пронизано болью и страданием, но злобой никогда. Неизвестный лепил грубо, резко, жестко. 

«Мне нравятся его рубленые формы. Это же наша жизнь российская. Он сибиряк, россиянин, он остался россиянином и в Америке, он и сейчас россиянин. Если его разрезать на тысячу кусочков, то там везде «сделано в России» и его мощь завораживает», - говорит Феликс Комаров.

В экспозиции - более сотни работ Эрнста Неизвестного. Это живопись, графика и скульптура. Выставка потрясает своим масштабом. Своеобразное «Возвращение Неизвестного в Манеж» можно назвать триумфальным. Тот, чье искусство полвека назад в этом месте было названо дегенеративным, сегодня является живым классиком, признанным во всем мире. Когда-то Энди Уорхол сказал: «Хрущёв – средний политик эпохи Эрнста Неизвестного».

Новости культуры