12.01.2016 | 10:19

Третьяковка раскрывает секреты хранения и реставрации предметов искусства

Третьяковская галерея обладает одной из крупнейших в мире коллекций русской живописи. Однако, в равной степени, музей может гордиться собранием современных произведений, впечатляющим и по объему, и по представительности. О том, как в Третьяковке сохраняют и реставрируют предметы актуального искусства, специальный репортаж «Новостей культуры». 

Сперва кажется, будто оказался на складе универсального магазина или в декорационно-бутафорском цехе. Столько разных и вроде бы никак не связанных между собой предметов - что-то из сантехники, электроники, детских игрушек, мебели, хлама и много чего ещё. Это - хранилище Третьяковской галереи на Крымском Валу. Здесь собрано более пяти с половиной тысяч произведений российского современного искусства.

 «В запасниках это выглядит как странный склад, где всё в коробочках. И когда мы включаем что-то в экспозицию, то тут начинается магия, и хорошо, если художник рядом и создает, закручивает энергию», - говорит научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи Наталья Сидорова.

Отдел новейших течений возник в Третьяковской галерее в 2002 году, спустя год после поступления коллекции современного искусства из музея-заповедника «Царицыно». Тогда и началась новая история в жизни галереи, полная открытий, увлекательнейших ребусов и профессиональных вызовов.

«Для Третьяковки это был важный момент. Мы учились, придумывали что-то сами. Конечно, мы консультировались с коллегами, но это, в принципе, общая тема, которая вызывает много вопросов. Нет готовых отработанных схем описания, потому что материал чрезвычайно разнообразный», - отмечает главный хранитель музейных предметов Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

Но не только описание экспонатов вызывает у специалистов вопросы. Как реставрировать современное искусство, учитывая, что дело приходиться иметь с очень непривычными материалами: мылом, продуктами питания, газетами и поролоном. Всё это требует индивидуального подхода. Каждая новая реставрация – как вызов, поиск новых средств и методов.

«С мехом предстоит поработать, потому что он никогда не обеспыливался, и предстоит деликатно его почистить», - объясняет реставратор Третьяковской галереи Валентин Максимов.

Здесь можно видеть и уже отреставрированное произведение - «Воспоминания о Якутии» художника Георгия Кизельватера. Сейчас оно находится на выставке «Метагеография. Пространство-образ-действие». Нож заменили на бутафорский. Лампы включить не разрешили - техника безопасности. В остальном всё - согласно авторскому замыслу.

«Автор выслал нам фотографию целостного произведения, и по фотографии уже можно было определить, на каком точно месте происходит изгиб лампы. Обрисовывались кальки ламп, и изначально смотрели по крепежам, чтобы все было точно», - рассказывает реставратор Третьяковской галереи Александр Ижевский.

Некоторые адепты классического продолжают упрекать Третьяковскую галерею в том, что она собирает современное искусство. Хотя, в галерее всего лишь верно исполняют завет её основателя - Павла Третьякова, который собирал не что иное, как современное и очень актуальное в те времена искусство. Так что - преемственность и сохранение традиций.

Новости культуры