14.02.2011 | 19:32

"Золотой петушок" Коровина вернулся из Франции в Россию

«Открытие Константина Коровина» – так говорят специалисты о сегодняшней демонстрации в театре «Мастерская Петра Фоменко» декораций, созданных художником к опере «Золотой петушок». Не известные ранее десятиметровые сценические холсты впервые покинули запасники Бахрушинского музея и заняли свое привычное место на сцене. Еще в 1980-х годах они были приобретены на аукционе внуком Василия Поленова – Александром Ляписом – и подарены Бахрушинскому музею. До сих пор огромные полотна находились в хранилище музея. Как выглядят эти работы, принадлежащие кисти известного живописца, было известно лишь специалистам. Теперь их показали и журналистам и музейщикам, которые готовят выставку, посвященную 150-летию со дня рождения Коровина.  Рассказывают «Новости культуры».

Эти полотна в последний раз можно было увидеть на сцене предположительно в 1937 году. Тогда во Франции к 100-летию со дня смерти Пушкина была поставлена опера «Золотой петушок». Самую сложную партию – Звездочета – исполнял Григорий Райсов. Его дочь еще несколько десятилетий хранила реквизит этого спектакля. А внук художника Поленова, уроженец Франции Александр Ляпин, приобрел большую часть коллекции и подарил Бахрушинскому музею.

«Когда он увидел на одном из развалов коровинские костюмы, он не удержался и купил их. Разговорившись с продавцом, он узнал, что это дочь Райсова. Она сказала, что у нее есть еще и нотный материал – отсюда такие большие поступления. Это 93 костюма, 115 головных уборов, 110 пар обуви – все это пришло к нам в чемоданах, сундуках. В частности, вот эти декорации», – рассказывает главный хранитель Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина Ирина Гамула.

С декорациями Коровина к «Золотому петушку» происходили невероятные истории. Первые, созданные в 1909 году для Малого театра, сгорели. В 1918 художник пытался восстановить их по памяти, но об их судьбе ничего неизвестно. В 1920-х, уже находясь в эмиграции, мастер вернулся к «Петушку» в третий раз.

«Первое знакомство с декорацией говорит о том, что в работе над этой мягкой живописной декорацией Коровин принимал непосредственное участие. Это ощущается по некоторым живописным деталям задников и кулис, которые практически невозможно скопировать. Авторская рука есть авторская», – отмечает директор Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов.

Сотрудники Третьяковки трепещут: они знают все ранние эскизы к спектаклю, но увидеть реальные авторские декорации даже не мечтали. Теперь думают, как в рамках будущей выставки, приуроченной к 150-летию Константина Коровина, показать это сокровище публике.

«Мы сейчас ломаем голову над этим. На нынешнем этапе – показать часть в зале, где висел "Голубой экспресс" Пикассо на дягилевской выставке. Там единственное место, где может поместиться часть этих декораций», – говорит первый заместитель генерального директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.

Вот уже несколько часов на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» разворачивают декорации, которые не использовались 70 лет. Говорят, содержимое шести сундуков в идеальном состоянии, и можно вновь играть спектакль «Золотой петушок» на фоне этих декораций. Есть партитура, сохранились почти все костюмы и абсолютно все декорации. Сегодня музейщики втайне мечтают о возрождении аутентичной оперы «Золотой петушок», которая когда-то покоряла европейских театралов.

Читайте также:
Костюмы по эскизам Коровина покажут в Третьяковке