15.02.2011 | 10:35

На сцене Большого театра – "Парк" Анжелена Прельжокажа

В Москве продолжаются гастроли балетной труппы Парижской Оперы. Сегодня на сцене Большого театра – «Парк» Анжелена Прельжокажа. В 94-м году молодой авангардист создал этот балет по заказу Парижской Оперы, и после его премьеры превратился в главного хореографа современной Франции. «Парк» оттеняет другие весьма дерзкие проекты Прельжокажа – это почти классический спектакль, созданный на музыку Вольфганга Амадея Моцарта. Любовные перипетии, атмосфера Версаля эпохи Людовика Четырнадцатого и запоминающийся финал с самым знаменитым поцелуем на балетной сцене. Рассказывают «Новости культуры».

 

На гастрольную премьеру «Парка» в Москву прилетел создатель «Сада наслаждений» Анжелен Прельжокаж. Семнадцать лет назад «Парк» открыл эпатирующему хореографу-авангардисту двери в Парижскую Оперу. Это был его первый спектакль на такой сцене – светлый, жизнеутверждающий. Потом в его балетах замелькает темная сторона жизни. И только в «Белоснежке» на музыку Малера снова появятся знакомые мотивы «Парка».

«Мир очень разный. В нем не только любовь, красота, но и трагедии, насилие. Пикассо создал «Гернику» в момент Испанской войны. Художник должен отражать веяния времени. Поэтому у меня мало таких балетов, как «Парк», в котором я обратился к «карте наслаждения» и рассказал, какими дорогами должен пройти мужчина, чтобы соблазнить женское сердце», - отмечает Анжелен Прельжокаж.

Это сейчас Лоран Илер - главный педагог-репетитор в балетной труппе, а семнадцать лет назад на него и Изабель Герен ставил Прельжокаж «Парк». С тех пор в балете меняются только главные исполнители. Получить партию здесь – мечта каждой этуали. Изабель Сьяровола шла к своему «Парку» семнадцать лет.
«Когда Анжелен ставил "Парк", я была корифейкой в кордебалете. Спектакль создавался на моих глазах. И теперь я танцую главную партию в нем. Я люблю эпоху барокко. Мне нравятся костюмы, может, это уже не модно, но я чувствую себя приятно в мире того времени, которое очень люблю», - признается этуаль балетной труппы Парижской Оперы Изабель Сьяровола (Франция).

Прельжокаж создал свой собственный парк по образу Версаля, где много уголков, напоминающих о куртуазном прошлом Франции, где признаются в собственных секретах и разоблачают тайны других. Не только Версаль, идеи для балета подкинула мадам Лафайет с «Принцессой Клевской». Ее героиня отчаянно сопротивлялась любви. Это стало отправной точкой Прельжокажа в Страну нежности.

«Обычно женщина мечтает о любви, а здесь она сопротивляется своему собственному желанию. Мне хотелось показать эту противоречивость. Я прочитал очень много об эпохе куртуазности. И буквально влюбился во французский балет, которому покровительствовал Людовик XIV», - объясняет Анжелен Прельжокаж.

Под музыку Моцарта дамы и кавалеры играют в опасные игры, соблазняя, интригуя, обещая. Тайные знаки, пылкие страсти. Дамы в кринолинах, мужчины в сюртуках, лица спрятанные вуалью, томные взгляды, откровенные жесты – как на картинах Ватто и Буше. И все это в уголках «Парка». Под занавес – кульминационная сцена – улетающего поцелуя. Это самый долгий поцелуй на балетной сцене, и он уже давно в подробностях расписан во всех балетных энциклопедиях. Эту сцену Прельжокаж сделал за несколько минут. И теперь каждое новое поколение французских танцовщиков мечтает об улетающем поцелуе.

«Анжелен создал танец тела и ощущений, который забирает целиком тебя. Это момент волшебства и магии. Кажется, в этом поцелуе все спонтанно и ничего сложного, когда Анжелен сказал нам - сделайте поцелуй, который улетает, мы стали единым целым, как будто от оторвались от земли», - рассказывает главный педагог балета Парижской Оперы Лоран Илер.

После Парижской Оперы Прельжокаж поставил «Парк» в других труппах, но парижане каждый раз подчеркивают свои особые права на него

«После «Парка» Анжелен много еще ставил для нашей труппы, но эта история так и осталась лучшей. И не только потому, что мы танцевали ее первыми. В «Парке» много из истории не только нашей страны, но и Парижской Оперы. На этом балете выросло новое поколение танцовщиков», - говорит директор балетной труппы Парижской Оперы Брижит Лефевр.

Пять лет назад, на «Бенуа де ля Данс» московская публика была под впечатлением улетающего поцелуя, его танцевал Лоран Илер, теперь есть шанс пройтись по самым тайным дорожкам «Парка».
 


Читайте также:

Одноактные балеты в исполнении артистов Гранд-Опера
 

Танцовщики Гранд-Опера – снова в Москве. Спустя 20 лет