25.12.2015 | 11:10

В Эрмитаж вернулся бронзовый Дедал

В Эрмитаж прибыл Дедал. Древнегреческий герой стал последней фигурой из цинка, которую заменили бронзовой копией. Музей несколько лет спасал от разрушения уличные скульптуры художников, архитекторов и живописцев времен античности и Возрождения, которыми украшен фасад Нового Эрмитажа. 

Мифический герой Дедал уже не тот. Легче на сто килограммов. Шестьсот вместо прежних семисот. А цинковое обличие сменил на благородную бронзу. Сейчас изобретателя крыльев для своего сына Икара в воздух, словно бабочку, поднимает сила могучего крана.

Всего фасады Нового Эрмитажа украшают 28 деятелей искусств. Появились они в 1852 году. По задумке архитектора Лео фон Кленце расстановка монументов зависела от экспозиции в зале. Дедал, соответственно, займет нишу, за стеной которой - зал с античной скульптурой.

Дедал поставил финальную точку в масштабной программе Нового Эрмитажа по обновлению скульптурных композиций фасадов. Впрочем, самым первым изваянием, которое сменило цинк на бронзу, стал Рубенс. Статуя рухнула в 1956 году из-за усталости металла, буквально превратившись в труху. В XIX веке для отливки использовали так называемый шпиатр. В процессе старения он начал кристаллизоваться.

«Шпиатр - это грязный цинк. Большие добавки примесей. Это и дало деструктуризацию материала. То есть пошла мелкая трещина. Могло случиться выпадение скульптур», - объясняет главный архитектор отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа Валерий Лукин.

Разбитого Рубенса изучали лазером, просвечивали инфракрасными лучами - этот опыт стал бесценным в процессе возрождения железных фигур. Два года назад начали демонтировать остальные монументы, не знавшие ремонта полтора века. Сегодня цинковые оригиналы бережно хранят в другом месте, но уже не на улице.

«Те, которые сняты, все в Старой деревне, частично там выставлены. Они там - громадные. Там музейная игра. Некоторые стоят толпой, некоторые расставлены около нашего фойе у лестницы. То есть они продолжают функционировать как музейные экспонаты. Но только уже внутри», - рассказывает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Дедала закрепили на гранитной плите. Скульптура просто ставится, а вот верхние фигуры закрепят специальными крюками. По словам реставраторов, на рождение каждого близнеца античного шедевра уходило по два месяца. И, вопреки распространенному мнению, копировать гораздо сложнее, чем делать новое. 

Новости культуры