25.12.2015 | 10:22

В Осетии встретили первый зимний праздник Цыппурс

Праздником примирения и духовного очищения, начала нового цикла жизни и поворота солнца на весну считается Рождество в Осетии. В традиционном народном календаре оно называется Цыппурс. И это – один из самых ярких и самобытных праздников. О том, как он отмечается, - репортаж нашего корреспондента.

Цыппурс считают днем духовного очищения. Его название восходит к древнеиранскому слову, которое означает – сорок, празднику предшествует сорокадневный пост. Как только стемнеет, возле домов разжигают костры из соломы или корневищ девясила – «тоболахъ», которые издают сильный треск.

«Люди перепрыгивают через костер, потому что хотят очиститься, и они все верят в то, что огонь уносит, сжигает все нечистоты и негатив, который скапливается», - рассказывает житель Владикавказа Арават Будаев.

По народным поверьям огонь отгоняет от дома все плохое. Поэтому стараются, чтобы костер был больше и ярче, тогда в новом году хозяева будут счастливы. Молодежь прыгает через костры, приговаривая: «Пусть все зло сгорит в огне».

В этот день в дома приносят ветки разных колючих растений: облепихи, терновника, можжевельника. Их крепят к окнам, дверям и новым постройкам. Таким образом, люди оберегают свое жилье от всякого зла. Эти обереги хранятся порой несколько лет. А к празднику пекут традиционные три пирога, символизирующие надежду на спокойную и обеспеченную жизнь в новом году. Молитвы, которые возносят в этот день, как говорят старейшины, идут прямо к Богу.

«Три пирога символизируют три стихии – солнце, воздух и земля. Всевышнему, сотворившему этот мир, осетины испокон веков молятся тремя пирогами. А вот на святилище в горной местности осетины приносят три треугольных пирога», - поясняет преподаватель Горского аграрного университета Аслан Хосаев.

Чем обильнее стол, тем богаче будет наступающий год. Почетное место на столе занимает пирог «Артхурон» – «Огонь солнечный». В начинку обычно прячут ткань, кольцо, деревяшку, монету, все это считается символами благополучия. Посторонних угощать этим пирогом не полагалось, он только для членов семьи. Кому что доставалось в куске пирога, то и ожидало человека в следующем году. Кольцо – к свадьбе, деревяшка – к новоселью, а ткань – к обновкам.

Цыппурс открывает в Осетии череду новогодних празднеств. Это и мистический «Хайраджиты ахсав» (Ночь чертей) и «Ногбон» (Новый день) и «Фыссанахсав» (Ночь судьбы). Но Цыппурс знаменует и поворот солнца на лето, возрождения новой жизни, новых надежд. Поэтому традиционно в Осетии в эти дни звучит молитва, которая не меняется уже много веков – «Да удлинится наша жизнь так же, как сегодня удлиняется день».

Новости культуры