24.12.2015 | 20:07

Художественные сокровища России оживают в храме Христа Спасителя

Листья опадают, цветы, наоборот, начинают расцветать, а рядом тихо плещется морской прибой – и это всё почти живьём! Выставка «Художественные сокровища России» проходит в залах Центра искусства, который находится в храме Христа Спасителя. И туда добрался 3D формат – некоторые утверждают, что даже 9D. На выставке нет табличек «Руками не трогать». К примеру, на резных деревянных лавках, которые идеально вписываются в лесные пейзажи Шишкина, даже можно поспать. А из уникального самовара с двумя кранами гостей потчуют чаем с баранками.

Больше ста лет эти шедевры русской живописи не выставлялись нигде – обладатели их тщательно скрывали, в нестабильное историческое время берегли от посторонних глаз, пока одна за другой шли революция, а затем и войны. Все работы из частных коллекций: эти полотна висели в залах дома императорской семьи, умиротворяющий пейзаж Елабуги Шишкина – у революционера Берии, а картину Нестерова не видел практически никто кроме Федора Шаляпина.

«Вы наверняка знаете часть первую, которая висит в Третьяковке, – "Видение отроку Варфоломею", здесь часть вторая. Необычна она еще тем, что написана для Федора Шаляпина, который увез ее в Париж. Она висела в его спальне, над головой, и прожила с ним до самой смерти. Потом досталась родственникам и далее по наследству», – рассказал автор проекта Андриан Мельников.

В 12 залах неизвестные, но узнаваемые по подчерку работы Петрова-Водкина, Куинджи, Брюллова, придворного художника Николая Второго – Алексея Корзухина. Пространства отличаются и по темам – крымский пейзаж, иконные залы, предметы, принадлежащие императорской семье. На выставке картины можно даже услышать. Если встать в определенную точку напротив работы, узконаправленный звуковой излучатель донесет до зрителя пение птиц или блеяние овец. Современные гаджеты способны даже оживить полотно.

«Каждую картину можно считать как метку, прочитать биографию художника, а также посмотреть, как картина оживает. Не все картины оживают, но все показывают то, что можем прочитать: и биографию, и сюжет картины», – прокомментировал Андриан Мельников.

Шум моря и брызги волн доносятся из зала, посвященного Айвазовскому. По словам экспертов, художник написал около семи тысяч картин. Эксперименты со стихией и с цветом – расцвет его творчества в 50-е годы XIX века. Морская тема связана и с другой работой: отара овец художника погибла во время шторма. Мастера живописи пробовали себя и в написании икон – к примеру, неканоническая Божья Матерь Василия Васнецова. В основном работы выставки передавались в семье по наследству, но порой судьба их была неожиданна. Икона Премудрости Божией попала к галеристу Андриану Мельникову десять лет назад на аукционе в Дюссельдорфе.

«На обороте есть надпись: "Сей образ святой Софии Премудрости принадлежал войску Донскому города Новочеркасска, атаман Иоанн Порфирьев". Необычный предмет, и посмотрите, какой оклад – из серебра с очень толстой пластиной. Это говорит о том, что когда с ней шли в бой, то пластина ещё дополнительно защищала этот образ», – пояснил Андриан Мельников.

Новое творческое пространство в центре Москвы, к дизайну которого приложил руку внук Галы, музы Сальвадора Дали, обещает удивлять посетителей и дальше не только содержанием выставок, но и спецэффектами. 

Новости культуры