15.02.2011 | 19:36

Шедевры первобытных художников глазами современных фотографов

«Древнее наскальное искусство европейских окраин: от Средиземного до Белого морей». Выставка, которая открылась в пербургском «Манеже», знакомит с результатами палеонтологических исследований ученых России, Франции, Финляндии и Эстонии. Значимость их бесспорна, ведь о жизни, быте и мировоззрении наших далеких предков можно судить лишь по этим петроглифам и рисункам. Организаторам пришлось проявить немалую изобретательность, чтобы показать наскальные изображения, не доставляя их при этом на берега Невы. Рассказывают «Новости культуры».

По понятным причинам на выставке наскального рисунка самих наскальных рисунков нет. Только фотографии и перерисовки. Впрочем, восприятие от этого только выигрывает: хорошо видны все детали. 

Фото сделаны под определенным углом, в лучах заходящего или восходящего солнца. Пещерные рисунки не так просты, как кажется обычному зрителю. Причем, увидеть подлинники могут лишь специалисты. Хотя, по мнению ученых, эти древности заслуживают внимания широкой публики. Искусство неолита и бронзового века, Онежское озеро, Белое море, подножие французской горы Бего. Подготовкой экспозиции занимались несколько лет, и вот, наконец, она открылась под девизом – «Впервые в России».

«Организовать эти копии и хорошую качественную съемку очень сложно. Это гораздо сложнее, чем любая другая из тех археологических выставок, которые мы устраиваем», – говорит заведующий отделом палеолита Института истории материальной культуры Сергей Васильев.

Оформление значитальной части выставочного пространства «Манеже» взял на себя эстонец Лойт Йыекагда. Его графические копии – это огромные полотнища, перерисовки целых групп наскальных изображений. Очень трудоемкая работа, причем, выполненная не в мастерской, а в сложных «полевых» условиях.

«Работаю восковым мелом, разные пробовал. Это как оттиск графики, как рисунок. Это может быть 24 часа подряд, но тогда должна быть сухая погода, без дождя и без ветра», – поясняет мастер.

Единственный, на первый взгляд, «натуральный» экспонат привезли из Франции. Фрагмент скалы, отполированный ледником, из долины у подножия горы Бего. Но это всего лишь гипсовый муляж, изготовленный с помощью лазерных технологий. Очень легкий в транспортировке. В Париж этот муляж уже не вернется – поедет в Мурманскую область, в музей наскального искусства «Петроглифы Канозера». Там хотят изучить «новейшие технологии» и тоже попытаться сделать выставочные копии богатейшей коллекции в 1200 изображений. Сейчас добраться до музейных скал – целое приключение: пятнадцать километров по бездорожью.

«Первый способ – это вертолет, но он очень дорогой, им мало кто пользуется. Раньше пользовались такой техникой после прохождения по болоту. Там мало что оставалось целым. Мы пользуемся и таким, и таким. Поднимаемся вверх по течению, протаскиваем по болотам лодки», – рассказывает директор музея «Петроглифы Канозера» Владимир Перевалов.

Дорога к сердцу петербургской публики получилась короче и комфортнее: труднодоступные места, где живет наскальная живопись, собрали под крышей «Манежа». Авторы выставки делают публике заманчивое предложение попробовать самим прочитать картинки на скалах. Впрочем, в этом ученые лукавят, ведь смысл некоторых изображений они и сами не могут расшифровать уже много десятков лет.