22.12.2015 | 10:52

Центр имени Грабаря показал отреставрированные экспонаты литературных музеев

Весь 2015 год, объявленный Годом литературы, в Центре имени Грабаря шла работа по восстановлению предметов, некогда принадлежавших кому-нибудь из великих писателей. Повседневная одежда, предметы интерьера и декора, рукописные автографы – это уникальные мемории, которыми гордятся и о которых бережно заботятся в российских литературных музеях. Прежде чем вернуть отреставрированные артефакты «по месту прописки», сотрудники Центра Грабаря выставили их на обозрение журналистов.

Визитной скатерти, которую можно здесь увидеть, более 100 лет. На ней – многочисленные разноцветные завитушки - автографы, один из них принадлежит Александру Блоку. Поэт расписался, когда приехал навестить Дмитрия Менделеева в его усадьбу. Знаменитый химик тоже оставил свой след. Традиция – расписывать скатерти - была популярна в начале прошлого века.

«Собирали гостей, и они расписывались мелом на сукне, после чего хозяйка вышивала сама цветными нитями автографы этих гостей. Блок - мой любимый поэт. Я могу сказать, что сам факт, что вещь принадлежала его дому, собственно говоря, его рука к ней прикасалась, это трогает за живое», - признается художник-реставратор Татьяна Николаева.

Сукно и нити бережно восстанавливали в течение четырех месяцев. А тем временем, в соседней мастерской воссоздавали образ музы Блока. Среди отреставрированных экспонатов – театральный веер со страусиными перьями, принадлежавший оперной диве Любови Дельмас. Именно она вдохновила поэта на создание стихотворного цикла «Кармен». Здесь у каждой вещи – своя история. На языке реставраторов – следы бытования.

«Доподлинно известно, что это был стул именно Горького, - показывает  заведующий отделом реставрации мебели Центра имени Грабаря Роман Студенников. - Вполне возможно, что Горький, стряхнув перо, оставил капельки чернильные и, соответственно, мы их тоже оставили, поскольку это – история. На таких мелочах построена реставрация именно мемориальных предметов».

Кабинетная мебель была куплена писателем лично в 1896 году на ярмарке в Нижнем Новгороде. Материал достаточно простой – береза, а вот к выбору сукна Максим Горький подошел творчески – вместо привычного для тех времен зеленого цвета выбрал синий. Изменил под себя и размеры письменного стола.

«Здесь очень интересные ножки, у них нарастили нижнюю часть. Она на 8 сантиметров выше, чем у обычных столов, необычная форма - шарообразная, мы так предполагаем, что сам Максим Горький заказал себе повыше стол, так как он болел, у него была болезнь легких, и ему врачи рекомендовали сидеть прямо», - объясняет художник-реставратор Николай Голятин.

Реставраторы отмечают: во время восстановительных работ главной задачей было максимально сохранить прежний облик и быть внимательными. Детали не только добавляют колорит предметам, но и служат ценной информацией, с помощью которой искусствоведы читают жизнь не только замечательных людей, но и вещей.

Новости культуры

Все материалы о Годе литературы>>