21.12.2015 | 12:45

Музей современного искусства посвятил фестивалю Тарковского проект "Зеркала"

Вселенная Андрея Тарковского глазами современных художников. Московский музей современного искусства представляет проект «Зеркала». Он состоит из трёх выставок, посвященных Международному кинофестивалю имени Тарковского. Работы разных авторов воссоздают мир режиссёра, наполненный яркими образами, метафорами, философскими размышлениями.

Три этажа, на которых разместились выставки как разные грани искусства, связанного с именем Тарковского. Самая аутентичная часть – эскизы к фильмам «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Художник по костюмам Нэлли Фомина делала их вместе с Андреем Тарковским. Ее часть выставки – 21 эскиз, по которым можно судить, как рождались визуальные образы героев картин Тарковского. Мастер был очень требователен к цвету – не хотел ярких красок, предпочитал приглушенные, нейтральные. А свежесшитый костюм на актере считал катастрофой. Все это не делало задачу художника легче.

«Андрей Арсеньевич каждую мелочь видел. И если, например, писатель выходил откуда-то из трубы, он говорил: "Что это он у тебя такой чистенький пришел? Попачкать надо!" И вот прямо в кадре я обрабатывала костюмы – уже по ходу актера, как он шел, где видно – где не видно, везде нужно было следить, каждый кадр нужно было прослеживать», - вспоминает художник по костюмам Нэлли Фомина.

Следующий шаг – выставка Тимофея Колесникова «Отражения» – соединяет прошлое и настоящее. Серия фотографий, сделанных на кинофестивале Тарковского в 2015 году в Плесе, – от Алисы Фрейндлих и Александра Сокурова до победителей и призеров смотра. Зеркальное оформление фотопроекта как будто создает коридор между прошлым и будущим, между Плесом и Москвой.

«Мне кажется, что это прекрасное дело, что фестиваль Тарковского пришел сюда, что молодые показывают свои работы, что есть дух Тарковского как бескомпромиссного новатора. Знаете, Тарковский в каком-то смысле – смысл для всех молодых режиссеров всего мира. Это знамя бескомпромиссности», - считает режиссер, президент фестиваля «Зеркало» Павел Лунгин.

Одна из задач организаторов выставки – проследить связь между творчеством признанного мастера и современными поисками в искусстве. Так возник проект «Видеоарт»  – яркий, неоднозначный, провокационный, на первый взгляд, к Тарковскому вовсе не отсылающий. Его куратор, итальянец Антонио Джеуза, отобрал 14 работ молодых видеохудожников, которые показались ему наиболее близкими по духу творчества самого Тарковского.

«Я лично считаю, что Тарковский - это самый лучший видеохудожник, один из самых хороших. Его подход к созданию образа очень похож на современное искусство, потому что он нарушает правила высказывания. У него есть, во-первых, свой почерк, что важно, и свой мир», - считает куратор программы «Видеоарт» Антонио Джеуза.

Кусочки подлинной истории творчества кинорежиссера и размышления, поиски смыслов молодых художников - в одном пространстве. Новатор и любитель эксперимента - Андрей Тарковский на то же самое вдохновляет и тех, кто пришел после него.

 Новости культуры