21.12.2015 | 17:05

Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы представят в "Архангельском"

На выставке в Государственном музее-усадьбе «Архангельское» представлено 56 иконописных произведений из собрания Музея русской иконы. Все они датируются XVII веком – одним из самых сложных и противоречивых периодов в русской культуре, не случайно названном «эпохой перемен». Иконопись этого времени завершает многовековую историю развития древнерусского искусства и стоит в преддверии реалистической живописи Нового времени.

Как следствие реформ патриарха Никона, в середине XVII столетия произошло «раздвоение» русского церковного искусства, причем один из путей – «живоподобный» стиль мастеров Оружейной палаты – официально поддерживался государем и патриархом и постепенно получил широкое распространение в провинции. Второй подвергался постоянным репрессиям и гонениям, что в следующем, XVIII веке, привело к полному непониманию и отрицанию художественного языка древней русской иконы.

Проследить разнообразие русской живописи этого периода можно по широкому кругу памятников, принадлежащих Музею русской иконы. Творчество столичных изографов демонстрирует целый ряд произведений, исполненных как в начале царствования династии Романовых и отличающихся традиционностью приемов, так и созданных в совершенно новом духе Оружейной палаты во второй половине XVII века. Значительное число памятников музея относится к искусству ведущих иконописных центров Поволжья. Особого внимания заслуживают работы ярославских мастеров, выделяющиеся изысканностью орнаментов, изощренной графикой и декоративностью письма. Разные художественные направления охватывают широкий круг икон, связанных с искусством Твери, Ростова, Пскова, Рязани, а также интерес представляют произведения, написанные в различных иконописных центрах обширных земель Русского Севера: Вологды, Архангельска, Каргополя, Поважья.