16.02.2011 | 10:05

Эксперты обсудят перспективы российской анимации

О состоянии и перспективах российского анимационного кино будут сегодня говорить эксперты на встрече с журналистами. По мнению отечественных аниматоров, критерии оценки, система отчетности, а также меры комплексной поддержки в этой сфере не развиты. Мультипликационная индустрия сейчас практически полностью зависит от внимания государства. В каких условиях работают российские аниматоры, и каковы перспективы их творчества, выясняли «Новости культуры».

 

Он называет себя «безработным идеалистом». В авторской анимации – по-другому никак, говорит Иван Максимов. В маленькой квартире ночи напролет он создает своих персонажей – сюрреалистичных, из мира фантастического. В мире реальном их хорошо принимают. На книжной полке стоит российская «Ника», в углу – скромно притаился берлинский «Медведь». Новая работа Максимова в эти дни снова на «Берлинале». О приливах и отливах. Получилась – случайно, конечно, - примерная модель того, что происходит с российской анимацией. О ней – то вспомнят, то забудут, то дадут денег, то – снова оставят на мели.

Иван Максимов, режиссер, художник-аниматор: «У нас вся анимация живет только за счет государственных денег, даже та, которая прибыльная. Без этих денег вообще ничего не может быть, кроме такого легкого авторского творчества».

Обо всех «прелестях» кризисной жизни в российской мультипликации продюсер Александр Герасимов знает не понаслышке. Его компания одна из немногих, что пытается продвигать сразу несколько направлений: поддерживает работы авторские, создает мультсериалы, работает над полным метром. Сейчас в разгаре новый проект, а проблемы по-прежнему старые. И не только финансовые.

Александр Герасимов, продюсер: «Даже мы уже остановились на полном метре в 2d, даже в 3d уже не лезем, и то - кто-то запустится еще с проектом более бюджетным – хоп, на следующий день приходишь, а кадров нет, кадры сбежали. Аниматоров не остановишь: ни контрактами, ничем. Их мало, и поэтому, где больше платят, туда они и идут». Прошлогоднее снижение госфинансирования российская анимация пережила, считает Герасимов. Но не факт, что катастрофа не грянет в будущем, если все так и останется на своих местах. Александр Герасимов: «Видимо, какая-то инерция все-таки существует, потому что производство мультов – это дорогое удовольствие и долгое. Все равно люди как-то умудряются еще больше экономить. Дешевле делать».

То, что российская анимация и в современных условиях может не только выжить, но и принести доход, доказывает компания Сергея Сельянова. Тетралогия о богатырях – за последние шесть лет единственный прибыльный отечественный проект.

Сергей Сельянов, продюсер: «Фильм все делает за нас. Если получается придумать сценарий и сделать хороший фильм, то, конечно, он сторицей и благодарностью ответит своим создателям. В том смысле, что приведет зрителей в кинотеатры».

В 2011-м – в российской анимации снова перемены. Финподдержку полного метра теперь отдали Фонду кино. Сколько будет выделено средств, кому и по каким критериям – даже для самых известных представителей отрасли – пока загадка.

Сергей Сельянов, продюсер: «Обычно это происходит как-то так бессистемно, куда-то там эти деньги отправили. Что-то произошло. Наверное, нужно сосредотачивать эти ресурсы на ведущих анимационных компаниях».

А мультипликации авторской в этом году снова будет непросто: придется делить 770 миллионов рублей с другими кинопроектами, что в ведении Министерства культуры. Но анимационную отрасль нужно продолжать реформировать, считает Олег Иванов. Его компания недавно закончила работу над масштабным и независимым исследованием всего мультипликационного рынка России. В этом многостраничном труде с графиками и таблицами – конкретные рекомендации. Как вывести отрасль не просто из кризиса – на достойные позиции в мире.

Первый этап обсуждений – уже сегодня. В нем участвуют ведущие мультипликаторы и продюсеры. Они надеются: в ближайшее время в дискуссию о путях развития вступит государство. Ведь без его поддержки на современном этапе развития российской анимации вряд ли что изменится. По крайней мере – в лучшую сторону.