16.02.2011 | 10:49

Шедевры первобытных художников глазами современных фотографов

«Древнее наскальное искусство европейских окраин: от Средиземного до Белого моря» - так называется выставка, которая открыта в Петербургском Манеже. Она знакомит с результатами палеонтологических изысканий ученых из России, Франции, Финляндии, Эстонии. Обитавшие на этих территориях древние люди, судя по наскальным изображениям, представленным в экспозиции, имели схожие представления о мире. Вообще-то, о жизни, быте и мировоззрении наших далеких предков можно судить только по этим петроглифам: письменности не было. Организаторам пришлось проявить немалую изобретательность, чтобы показать наскальные изображения, не доставляя их при этом в Петербург. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

По понятным причинам, на выставке наскального рисунка самих наскальных рисунков - нет. Только фотографии и перерисовки. Впрочем, восприятие от этого только выигрывает: хорошо видны все детали. Что не всегда возможно в естественной среде, где необходимо особое освещение.

Фото, сделанные под определенным углом, в лучах заходящего или восходящего солнца, подчеркнутая рельефность. Пещерные рисунки - петроглифы - не так просты, как кажется обычному зрителю. Причем, увидеть подлинники могут лишь специалисты. Хотя, по мнению ученых, эти древности заслуживают внимания широкой публики. Искусство неолита и бронзового века, Онежское озеро, Белое море, подножие французской горы Бего... Подготовкой экспозиции - занимались несколько лет. И вот, наконец, она открылась - под девизом «Впервые в России».

«Организовать эти копии и хорошую качественную съемку - это очень сложно, - говорит заведующий отделом палеолита института истории материальной культуры Сергей Васильев. – Это гораздо сложнее, чем любая другая из тех археологических выставок, которые мы устраиваем».

Один из тех, кто взял на себя оформление большей части выставочного пространства Манежа - эстонец Лойт Йыекагда. Его графические копии - это огромные полотнища, перерисовки целых групп наскальных изображений. Ручная и очень трудоемкая работа, причем, выполненная не в мастерской, а в сложных «полевых» условиях.
Художник работает восковым мелом, хотя, по его словам, пробовал различные техники.

Единственный, на первый взгляд, натуральный экспонат привезли из Франции. Фрагмент скалы, отполированный ледником - из долины у подножия горы Бего. Однако, это гипсовый муляж, изготовленный с помощью лазерных технологий. Очень легкий в транспортировке. В Париж этот муляж уже не вернется: поедет в Мурманскую область, в музей наскального искусства «Петроглифы Канозера». Там хотят изучить «новейшие технологии» и тоже попытаться сделать выставочные копии богатейшей коллекции в 1200 изображений. Сейчас добраться до музейных скал - целое приключение: 15 километров по бездорожью.

«Первый способ - это вертолет, но он очень дорогой, им редко кто пользуется, - рассказывает директор музея наскального искусства «Петроглифы Канозера» Владимир Перевалов. – Раньше пользовались различной техникой, поднимаемся вверх по течению, протаскиваем по болотам лодки...»

Дорога к сердцу петербургской публики - получилась короче и комфортней: труднодоступные места, где живет наскальная живопись, собрали под крышей Манежа. Авторы выставки делают публике заманчивое предложение - попробовать самим прочитать картинки на скалах. Хотя здесь ученые лукавят: ведь смысл некоторых изображений они и сами не могут расшифровать уже много десятков лет.