19.12.2015 | 17:31

В Музее современного искусства изучают феномен пишущей машинки

Пишущая машинка. Больше сотни лет она служила науке, искусству и канцелярии. Отпечатанное на ней несли в редакцию и упрямо продолжали называть «рукописью», а про авторов продолжали говорить – хорошее перо. Родившихся в СССР дробный металлический звук клавиш сразу же отправляет в прошлое. А планшетное поколение вовсе не видело это чудо техники. В Московском музее современного искусства решили одним напомнить, а другим рассказать о госпоже Пишущей машинке, которая так много значила для всего человечества. 

Организаторы называют экспозицию культурологическим исследованием. Изучают феномен пишущей машинки как инструмента формирования культуры целого столетия.

«Просто показывать историю пишущей машинки людям, которые с ней не сталкивались, сложно, - считает генеральный директор Политехнического музея Юлия Шахновская. – Мы придумали ход, когда рассказываем, как она изменялась с момента появления до смерти, и о ее роли в событиях XX века».

Рождение пишущей машинки – это далекий XVIII век. Но лишь во второй половине XIX века в идею вдохнули жизнь. Честь выпала известной оружейной фабрике «Ремингтон». Считается, что первым писателем, освоившим чудо техники, стал Марк Твен. На «Ремингтоне» он напечатал Тома Сойера. В России первым писателем, использовавшим пишущую машинку, был Лев Николаевич Толстой. В его кабинете стоял вот этот «Ремингтон».

«Машинку прислал Толстому лично Ремингтон, потому что он нажился на производстве оружия и хотел показать, что кроме оружий, он делает и что-то хорошее. Толстому машинка понравилась», - рассказывает куратор выставки Анна Наринская.

XX век принес машинке всемирную славу. В разных странах появляется мода на настоящие, полные азарта и борьбы чемпионаты по скорописи. И их призовой фонд – это не только деньги, но и почет и уважение. Новая профессия – машинистки – стала престижной.

Женщина, которая строчит на машинке, вдохновляла и нередко становилась музой для творца. Совсем особенными оказывались иногда взаимоотношения автора, исполнителя и механизма в Советском Союзе. В царстве цензуры пишущая машинка давала ощущение свободы. На выставке можно рассмотреть клавиши, по которым били пальцы Бродского, Пастернака, Солженицына. На таких машинках по ночам перепечатывали «Архипелаг Гулаг» и «Реквием» Ахматовой. 

«Вся литература XX века была сделана, так или иначе, на пишущей машинке, и здесь пример того, как вещь техническая сошлась с культурой», - поясняет Анна Наринская.

Одни машинки рождали образцы большой литературы, другие – доносы, ломавшие судьбы людей. Эти механизмы – свидетели эпохи. Закончилась ли она – вопрос. Но время пишущих машинок точно вышло.

Не напечатанному на машинке, а написанному от руки роману Толстого «Война и мир» и проекту телеканала «Культура» «Война и мир. Читаем роман», посвящен специальный выпуск программы «Наблюдатель», который выйдет в эфир в 19.15.  

Новости культуры 

Читайте также:
В Музее современного искусства посвятили выставку… пишущей машинке