16.02.2011 | 11:40

Версаль на сцене Большого театра

В Москве продолжаются гастроли балетной труппы Парижской оперы, которой не было в российской столице двадцать лет, так что нынешний визит французов – не только гвоздь сезона. Начав московские выступления с одноактных балетов, великолепных, но уже знакомых российской публике, Парижская опера завершает их показом в течение трех дней своего знаменитого «Парка» в постановке одного из самых известных современных хореографов Анжелена Прельжокажа. В спектакле о галантном веке встретились литература Просвещения, музыка Моцарта и современный танец. Впервые в Большом, впервые в Москве, впервые в России. Рассказывают «Новости культуры».

Про «Парк» Прельжокажа в Москве, конечно, слышали, но знали исключительно по видео. И только этим вечером московская публика попала в знаменитый сад наслаждения. Увидела его потаенные уголки, и самый долгий балетный поцелуй, которым так гордятся французы.

«Парк» не только открыл Прельжокажу двери в Парижскую Оперу. Балетный мир признал его право на эксперимент на самых консервативных сценах. «Парк» Прельжокажа, напоминает им любимый Версаль, где так часто любит бывать сам хореограф. Где разоблачают тайны других. Где под музыку Моцарта играют в опасные игры.

Получить партию здесь – мечта каждой этуали. Изабель Сьяровола шла к своему «Парку» семнадцать лет. Но станцевала его впервые только здесь, на гастролях в Москве.

«Я принадлежу к тем балеринам, кто работает на пуантах и старается быть воздушной, а здесь много работы ног, связанных с землей, другими движениями», - говорит Изабель Сьяровола.

Свою главную героиню Прельжокаж провел тайными тропами Парка от яростного сопротивления любви, до полного растворения в ней. Одел в мужской камзол, потом в кринолин, обнажил в страстном поцелуе, который сразу стал достоянием все балетных энциклопедий.

Эту сцену Прельжокаж сделал за несколько минут. И теперь каждое новое поколение французских танцовщиков мечтает об улетающем поцелуе. Карл Пакет, у которого тоже в этот вечер премьера, чувствовал в эти минуты единение с залом.

«У меня это двойная премьера – собственная и гастрольная, - говорит Карл Пакет. – Я люблю этот балет. Он идет по нарастающей, как крещендо, и сейчас, в тишине, чувствуешь обиду, что все закончилось.

«Это последнее па-де-де настолько приближает к своему партнеру и кружишься вместе с ним и тебя уносит музыка. И когда наступает эта минута, кажется что ты не здесь», - говорит Изабель Сьяровола.

Даже на поклон французы шли как будто по дорожкам Парка. Куртуазно принимая обожание публики, которая пребывала впечатлением от такого поцелуя.

Уже за кулисами, когда стало ясно, что «Парк» в Москве приняли, Брижит Лефевр призналась, что впервые во время спектакля, она наблюдала за его создателем – Анжеленом Прельжокажем.

«Сменилось восемь поколений танцовщиков в «Парке» и мне было важно понять, что чувствует сам хореограф, доверивший нам свое творение много лет назад. Доволен ли он результатом. Ведь когда он ставил этот балет – это был эксперимент, а сейчас это классика», - говорит директор балета Парижской Оперы Брижит Лефевр

В Парижской Опере, где самый разнообразный репертуар, давно не признают границ. Может, поэтому свободолюбивые французы продолжают задавать тон современному балету.