18.12.2015 | 20:01

Выставка портретов Петра Первого открылась в Русском музее

Самый распространенный жанр изобразительного искусства петровской эпохи – портрет. Иностранные художники и первые русские придворные живописцы создали богатую иконографию государевой семьи, соратников и сподвижников Петра Великого. Сегодня эти портреты – бесценные исторические свидетельства о переломной эпохе русской истории и её героях. В Русском музее открылась выставка «Пётр Первый. Время и окружение».

Интерес к Петру, порожденный титанической личностью императора, не угасает с начала XVIII века. Искусствоведы насчитывают до 200 типологических изображений царя-реформатора, но в массовом сознании отложились преимущественно портреты триумфатора, исключающие сложные эстетические переживания, призванные вызвать патриотический восторг.

«И вот эта выставка – главное не то, что она грандиозная. Она в первую очередь интересная. Интересно увидеть больше, чем 40 портретов Петра Первого. Писали по-разному – иностранцы так, российские по-другому. Кто-то видел его мельком, изображал неточно», – прокомментировал директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

Первая волна портретных изображений Петра Алексеевича относится ко времени Великого посольства в Европу. Русский царь все реже позирует в традиционном русском одеянии, его можно увидеть в непривычных для монарха декорациях – например, интерьере голландского кабачка. Но были и другие, более ранние портреты. Образ царевича на дереве из собрания Музея Пушкина поражает религиозным настроем. Пройдет всего несколько десятилетий, и этого ангела противники нового курса назовут антихристом.

«Это очень ранний портрет Петра, 5 или 6 лет, он совсем еще ребенок. Крошечный портретик, замечательный сам по себе. И интересен тем, что это как бы икона. То есть его представляют как маленького Христа, как какого-то библейского персонажа – это очень любопытно», – показывает одну из работ заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

В начале XVIII века из путешествия по Европе Петр вернулся не только с навыками строительства кораблей, командой хорошо оплачиваемых мастеровых, но и программой культурных преобразований. Важная роль отводилась придворным живописцам. Парадный портрет – своеобразный отчет о победах и рекомендация для приближенных, как надо выглядеть, к чему стремиться.

«Придворными художниками Петра были Таннауер, Каравак, Иван Никитин – которому Петр откровенно протежировал, требуя, чтобы все заказывали портреты государя у Ивана Никитина, и платили ему по сто рублей», – отметил заведующим отделом русской живописи XVIII – первой половины XIX вв. Государственного Русского музея Григорий Голдовский.

В ряду портретов Петра присутствуют как будто изображения абсолютно разных людей. На работу с натуры имели разрешение единицы. Царь не отказывал именитым французам, и так в Париже в 1717 году возник хрестоматийный образ Натье. Петр, происходящий из сербского монастыря, удивляет восточными чертами, другой, неизвестный автор, похоже, ориентировался на иконографию «короля-солнце». Отдельный раздел выставки представляет три посмертных изображения императора: Каравак и Танауэр отнеслись к задаче профессионально и тонко, но Иван Никитин в своей чувственной и нехарактерной для XVIII века работе смог сказать о большем – конце великой петровской эпохи.

Новости культуры